Александра Овчинникова
Конспект занятия «Наши помощники — пальцы» в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Наши помощники - пальцы"
в рамках проекта "Наши помощники"
октябрь-ноябрь
Цель:
продолжать работу над познанием детей самого себя, знакомство с органами чувств - пальцами
Задачи:
• тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования
• формировать умения объяснять полученные данные
• развивать тактильные ощущения
• расширение словаря детей (гладкий, шероховатый, пушистый, твёрдый, мягкий)
• воспитывать потребность быть здоровым, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своём организме
Публикация «Конспект занятия „Наши помощники — пальцы“ в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование:
столы, детские стульчики, "ящик ощущений" (шишки, деревянная палочка, грецкий орех, каштан, схемы "наши помощники", мяч, подносы, лупы, очки для сна, тактильные дощечки, ёмкости с фасолью, горохом, пшеном, гречкой, пробки от бутылок
Предварительная работа:
знакомство с "помощниками" : уши, глаза, язык, нос
разучивание словесных игр, гимнастик для пальчиков, "Чудесный мешочек"
Ход:
• Дети заходят в зал
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся
- А когда мы здороваемся, мы что желаем друг другу? (здоровья)
• На середине зала стоит стол, на столе "Ящик ощущений"
- Ребята, посмотрите, что это стоит на столе в нашем зале? (ящик, коробка, посылка)
- Как вы думаете, это обычная коробка или необычная? (предположения детей)
- А как вы думаете, откуда она могла здесь появиться? (предположения детей)
- Хотели бы вы подойти ближе и посмотреть, правильно мы предположили или нет?
Когда дети подходят ближе, они видят схематичные знаки :
нос, язык, глаза, уши
- Давайте подумаем, что там может лежать? (предположения детей)
- Как мы можем проверить? (посмотреть, потрясти, понюхать)
С двух сторон у "ящика ощущений" закрытые отверстия, в них хорошо
пролезают детские руки, правая и левая.
Воспитатель предлагает детям по очереди, просунуть руки, на ощупь определить предмет, назвать его, достать.
В ящике лежат : шишки еловые и сосновые, деревянная палочка, каштан, жёлудь, грецкий орех и т. д.
- Дети, с помощью чего мы определили, что лежит в коробке? (с помощью пальчиков)
- Правильно, нам помогли наши помощники пальчики. (достать и показать модель)
-Давайте расскажем, как нам пальчики помогают каждый день, что они умеют делать? А поможет нам мячик, будем его друг другу передавать и о пальчиках рассказывать.
• Игра на повышение речевой активности с мячом
- Ребята, а чем покрыты наши пальчики? (кожей)
- А что вы знаете о коже?
- Мы с вами видели на картинках, как устроены наши глаза и уши, нос и язык, а сейчас я вас приглашаю к столу, чтобы рассмотреть нашу кожу.
• Работа за столами
На подносе лежат лупы, воспитатель предлагает рассмотреть рисунки на подушечках пальцев.
Что видите? (полосочки, петельки, завитки, дуги)
Как вы думаете, у вас у всех одинаковый рисунок на пальчиках или у каждого свой?
- Посмотрите на картинку.
- Кого вы видите? (зебры)
- Они все одинаковые?
- Нам кажется, что полоски на коже всех зебр одинаковые, но на самом деле у каждой зебры на коже свой рисунок из полосок. И малыш свою маму находит по этому рисунку, и никогда не перепутает, посмотрите.
- И у нас с вами у каждого на пальчиках свой рисунок из полосочек, петелек, завитков и дуг
- А хотите, мы попробуем сейчас сделать отпечаток пальчиков?
• "Отпечатки на листе бумаги"
(губка смочена черной гуашью)
- Ребята, а хотите поиграть с закрытыми глазами?
• Игра "Определи на ощупь"
Используя очки для сна, дети по очереди определяют дощечки с разным тактильным покрытием: пушистое, гладкое, шершавое, твердое, мягкое и т. д.
- Ребята, а знаете ли вы как зовут пальчики?
Давайте поиграем.
• Дидактическое упражнение "Назови имена пальцев"
Первый палец - боковой,
Называется. Большой
Палец второй-
Указчик старательный
Не зря называют его. Указательный
Третий наш палец
Как раз посредине,
Поэтому. Средний дали ему имя
Палец четвёртый
Зовут Безымянный
Вот и последний,
Младший любимец,
По счёту он пятый,
Зовется. Мизинец
- Посмотрите, мы пальчики сложили в кулачок, а с кулачками можно поиграть?
• Речь с движением "Кулачки - ладошки" (движения согласно слов)
Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по другому слегка,
Ну, а ладошки, не отстают,
Следом за ними весело бьют.
Кулачки давай сердиться,
Громче хлопать стали,
А ладошки - баловницы,
То же не отстали.
- Ребята, а что надо делать, чтоб пальчики у нас были самыми умелыми?
(массаж, лепить, складывать пазлы и мозаику)
- А хотите дать пальчикам еще одно интересное задание?
- Предлагаю пойти искать клад?
• Игра "Раскопки"
Дети подходят к столам, на столах ёмкости с горохом, фасолью, гречкой, пшеном, внутри спрятаны крышки от пластиковых бутылок. Дети "запускают" пальчики и находят в каждой ёмкости по две крышки.
Воспитатель предлагает "надеть" крышки на указательный и средний палец и пошагать под стихотворение
• Пальчиковая гимнастика "Башмаки"
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
- Молодцы, ребята, ваши умелые пальчики, даже в крышках умеют шагать.
• Рефлексия
- А сейчас зову всех в круг, спрятали ладошки.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг (появляется правая рука)
И ты мой друг (появляется левая рука)
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. и вспомним.
с какими помощниками мы сегодня познакомились
во что понравилось играть больше всего
что запомнилось больше всего
что ты делал сегодня первый раз в жизни
- Я очень рада, что вам сегодня было интересно и всё понравилось
- Посмотрите, что у меня для вас есть, узнаёте? (чудесный мешочек)
- Давайте запустим пальчики и вместе достанем сюрприз.