Прачева Ксения
Конспект занятия в младшей группе «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания о характерных особенностях птиц, о зимующих птицах.
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, умение отгадывать загадки, умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
- Способствовать формированию восприятия, воспроизведения, понимания элементарных мнемотаблиц.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в младшей группе „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать речевую активность, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, зрительное внимание, память, образное мышление.
- Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, интерес к жизни птиц.
Образовательные области в интеграции: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, отгадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др. ; подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Совушка», «Птицы и птенчики», «Птички в гнёздышках» и др.
Материал и оборудование: сундучок, картинки с изображением воробья, синицы, голубя, снегиря, вороны, дятла, звуковая фонограмма, мнемотаблица стихотворения «Снегири», схема строения птицы, макет кормушки, ватные снежки для подвижной игры, цветные салфетки для изготовления шариков-зёрнышек, тарелочки для зёрнышек, самодельные кормушки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое ласковое солнышко нам улыбается и светит в окно, давайте улыбнёмся друг другу и солнышку. Ой, ребята, что это за шум, вы слышите? Ребята, что это за звуки, как вы думаете? (ответы детей)
Как можно сказать словами, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, холодная).
А какие игры, развлечения вы любите зимой? Ответы детей.
Ребята, а вы хотите поиграть в снежки?
Музыкальная подвижная игра «Снежки». Дети под музыку имитируют лепку снежков, передавая мягкие ватные шарики из руки в руку, затем бросают их друг в друга. По окончании музыки игра заканчивается.
Ребята, я сегодня шла на работу и нашла сундучок. Я даже думаю, что он не простой, а волшебный. Как вы думаете, что в нём может быть? Ответы детей.
Основная часть.
Воспитатель включает запись «Пение птиц».
Воспитатель: Ребята, послушайте, чьи это голоса? Ответы детей.
Да, это голоса птиц, и все они одновременно поют. В сундучке маленькие птички, они очень замёрзли и проголодались. Давайте попробуем узнать некоторых из них, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадаете, о какой птице я говорю. После каждой правильно отгаданной загадки из сундучка будет вылетать птичка.
Загадки:
Эта маленькая пташка,
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки,
И спасается от кошки. (воробей)
Воспитатель достаёт фигурку воробья из сундучка и прикрепляет его на кормушку, которая прикреплена к магнитной доске.
Я по дереву стучу, червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (дятел)
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает. (ворона)
Эта птица сизокрылая,
Любит семечки клевать,
И тихонько ворковать. (голубь)
Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись,
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет? (снегирь)
Белые щёчки, синяя птичка.
Остренький клювик, собой невеличка,
Желтая грудка – это… (синичка)
Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы. Давайте всех птиц посадим на нашу кормушку. Этих птиц мы видим зимой в нашем родном городе Усть-Илимске. Как можно одним словом назвать этих птиц?
Воспитатель: Правильно, это зимующие птицы. Почему их так называют, как вы думаете?
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птиц и скажите, чем они все похожи? С помощью схемы-модели дети выделяют характерные признаки птиц (лапки, перья, крылья, голова, туловище, клюв, хвост).
Воспитатель: Зачем птицам крылья? Лапки? Клюв? Ответы и рассуждения детей.
Ребята, а хотели бы вы превратиться в птичек? У меня есть волшебная палочка, сейчас я взмахну ей, скажу волшебное заклинание, и вы станете птицами.
Игра «Совушка»
Все дети – птички, бабочки, жучки, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова дается сигнал «день наступает – все оживает», «ночь наступает – все замирает».
Воспитатель: В сундучке я нашла вот такую необычную таблицу, и нам предстоит угадать, какое стихотворение спряталось в ней, про какую птицу? Воспитатель показывает на элементы мнемотаблицы и проговаривает стихотворение:
«Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири.
Распушили перышки, греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят».
Дети несколько раз, с опорой на картинки в мнемотаблице, вместе с воспитателем проговаривают последнее слово в каждой строке, затем повторяют всё стихотворение. По желанию стихотворение рассказывают по одному.
Воспитатель: Птицы прилетают зимой в город, потому что в лесу очень голодно и холодно. Как вы думаете, как им помогают люди?
Воспитатель: Покормите птиц зимой, и не страшна будет им зима. Давайте мы с вами покормим наших птичек, которых посадили на кормушку, а зернышки приготовим для них сами.
Дети проходят к столам, на которых подготовлены салфетки для скатывания шариков-зёрнышек. Дети отрывают кусочки от салфетки, катают зёрнышки и складывают их в тарелочки.
Воспитатель: Давайте накормим наших птичек. Теперь они не останутся голодными! Дети подносят комочки-зёрнышки птичкам к кормушке и «кормят» их.
Воспитатель предлагает рассмотреть красивые самодельные кормушки из коробок, которые сделали Яна (воспитанница группы) с мамой и папой. Мы с вами, когда пойдем на прогулку, развешаем их на участке и насыплем туда корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, деревья, кустарники.
Я хочу вам сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Синицы, кроме семян, любят сырое сало или мясо. Воробьи и голуби любят крупу и хлебные крошки. Снегири отдают предпочтение ягодам рябины, семечкам арбуза, тыквы.
Итоговая часть.
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили? Что нового о птицах вы узнали на занятии? Как назвать одним словом птиц, которые остаются зимовать и не улетают на юг? Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как холодно и голодно птицам зимой, и будете им помогать. А теперь пойдём собираться на прогулку и будем развешивать наши кормушки.