Светлана Викторовна Булаева
Занятие для старшей группы «Наши маленькие соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
«НАШИ МАЛЕНЬКИЕ СОСЕДИ». Итоговое занятие для старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: создать условия для развития активности и любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной и творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: - закреплять и расширять представление детей о насекомых (бабочках, муравьях, жуках, пчёлах, местах их обитания, об особенностях их поведения в природе,внешних признаков.
- обогащать словарь, активизировать звук (з).
Развивающие: - развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Публикация «Занятие для старшей группы „Наши маленькие соседи“» размещена в разделах
- развивать связную речь, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
Воспитывающие: - воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким обитателям полей и лесов.
Предварительная работа: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках», беседа о весне, наблюдение на участке за насекомыми и растениями, разучивание стихотворений и загадок о насекомых, изготовление шапочек с изображением насекомых.
Материал: шапочки и картинки с изображением насекомых, макеты веточек деревьев, искусственные цветы, макет ёлки, модель муравейника, звукозапись «жужжание насекомых», письмо старичка – лесовичка, игрушки – насекомые, мультимедиа.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель читает письмо старичка - лесовичка : он приглашает нас на экскурсию в лес – понаблюдать за насекомыми. Что бы нас не напугались, наши маленькие соседи (насекомые, я предлагаю вам выбрать шапочку с изображением того насекомого, которое вам нравиться. (дети надевают)
«Раз, два – повернись и в лесу ты очутись!»(изображение на мультимедиа лес).
- Побываем мы в лесу,
Там я пчёлок найду.
И шумят и жужжат,
И работать спешат!
Воспитатель показывает (изображение пчёл на мультимедиа, звукозапись жужжание насекомых).
Инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках».
Воспитатель:
- Настала весна. Солнце согнала снег с полей. В пожелтевшей прошлогодней траве проглядывали свежие, ярко – зелёные стебельки, почки на деревьях раскрывались и выпускали молодые листочки.
- Вот проснулись и пчёлки от своего зимнего сна, прочистили глазки мохнатыми лапками, и выглянули в окошечко – разведать ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
- видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.
Пчё лки: - здравствуй яблонька! Нет ли у тебя, яблонька, чего - нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодовали.
Яблонька: - Нет, Вы прилетели слишком рано! Мои цветы ещё спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни разузнать.
Воспитатель: - полетели пчёлки к вишне.
Пчё лки: - здравствуй маленькая вишенка! Нет ли у тебя цветочков для голодных пчёлок? Наведывайтесь, милочки завтра. Сегодня ещё нет на мне ни одного цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Воспитатель:- полетели пчёлки к тюльпану; заглянув в его пёструю головку; но не было в ней ни запаха, ни мёду. Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустом скромный тёмно – синий цветок; это была фиалка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напелись пчёлки и полетели домой веселёшеньки.
(Дети принимавшие участие в инсценировке, присаживаются на стульчики). (Воспитатель проводит беседу про пчёл).
- кто строит домики для пчёл? (человек).
- как они называются? (улей, ульи).
Из чего пчёлки строят соты? (из воска). Это большие пластины с шестигранными ячейками.
- что собирают пчёлы? (нектар).
-во что превращается со временем нектар? (в мёд).
Кто помнит загадку о пчеле?
-«Домовитая хозяйка, полетает над лужком.
Похлопочет над цветком, он поделится медком».
- полезен ли мёд? (да). Чем полезен мёд? (лечит кашель, простуду, его используют кондитере, косметологи).
Воспитатель: - дети, назовите, насекомое похожее на пчелу, правда он потолще и тяжелее (шмель). Посмотрите, он летит к нам.
Шмель: Шмель тяжёлый, полосатый.
Целый день летал в саду.
Я не просто так летал, я цветы в саду считал.
Я ворчал – трудна работа!
Ведь цветам в саду нет счёта!
Воспитатель: - шмель тяжёлый, а крылья у него маленькие, но сильные. Они бьют по воздуху часто, часто. (Показывает картинку на мультимедиа с изображением шмеля).
Ребё нок: (В шапочке майского жука).
- Я весёлый майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над полянками кружу. А зовут меня «Жу – жу».
Почему зовут «Жу – жу»? Потому, что я жужжу. (Летит находит божью коровку).
Божья коровка: - Платье в горошек у божьей коровке
Божьей коровке плохо в коробке.
Божью коровку пальцем не трогай,
Пусть уползает зелёной дорогой, пусть улетает синей дорогой,
Божью коровку не надо не трогай. (Ю. Вронский).
Задание. «Нарисуй божью коровку». (раскраска).
Игра «Жуки».
Воспитатель: - отгадайте загадку.
«На поляне возле ёлок,
Дом построен возле ёлок. За травой не виден он.
А жильцов в нём - миллион!» (муравейник).
- Что за жильцы живут в этом доме? (муравьи).
-Как муравьи находят свой дом? (по муравьиной дорожке).
- А как они находят дорожку? (по запаху).
- Посмотрите, сам муравей идёт к нам!
Муравей: - Муравьишки – торопыжки, не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке, тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться, муравей живё т трудом:
Всё, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит, он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай. (А. Бабаджан).
Физ. минутка. «Весёлые насекомые»
«Жу – Жу – Жу – жужжит пчела (дети расставляют руки в стороны).
Я лечу из далека, (ритмично помахивают руками).
Зу – Зу – Зу- комар пищит, (указательный палец выставляют вперёд).
Укусить скорей спешит (делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд).
Уф –Уф –Уф – как паровоз, (ритмично притопывают ногами).
Шмель пыхтит, - пыльцу привёз, Жук гудит: гужу – гужу (хлопают в ладоши).
Я любого разбужу…».
Затем воспитатель раздаёт цветы детям, они раскладывают их по полу.
Воспитатель: -Какая красивая полянка получилась! А теперь уберите цветы. Что произошло? Не стало красоты! Снова разложите на поляне. А теперь красиво?
Ребё нок: - Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты. (Т. Собакин).
Воспитатель: - Какие цветы появляются весной первыми? (Мать – мачеха, фиалки, медуница) (картинки с первоцветами).
-Какие насекомые издали напоминают цветок, а подойдёшь поближе, оно вспорхнёт и улетит? (бабочка).
(Дети в шапочках бабочек читают стихи).
1 ребё нок: «Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел…».
2 ребё нок: «Шевельнулись у листка,
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотела
Он вспорхнул и улетел…». (Воспитатель показывает иллюстрации, макет бабочек).
Д/И «Кого не стало?» (Четыре игрушки (насекомые) прикрыты салфеткой, открывается, дети называют насекомых, а затем закрывают глаза, одно насекомое «улетает». Дети, открывают глаза, определяют кого не стало). Играют несколько раз.
Ребё нок: «Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я поглядел на муравьё в:
У них домище – Будь здоров!
Я долго по лесу шагал,
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил
В лесу я просто погостил!» (Н. Красильников).
Воспитатель: - Вот мы погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не сорвали цветов, Не нарушили тишины и гармонии. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живём. Всегда остаётся голубым и зелёным! Скажем лесу до свидание!
«Раз, два, повернись, в детском саде очутись».
Итог занятия.