марина машитлова
Конспект занятия по ознакомлению с ПДД в старшей группе «Наш друг светофор»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с ПДД в старшей группе «Наш друг светофор»
Цель: формирование и систематизация знаний детей о светофоре, его назначении и сигналах.
Образовательные:
- продолжать формировать представления детей о светофоре, его и их значении;
- обучать детей правилам дорожного движения;
-дать представления о видах светофора.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с ПДД в старшей группе „Наш друг светофор“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивающие:
-развивать речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей;
-развивать внимание, память, образное и логическое мышление, сосредоточенность, наблюдательность, инициативность;
Словарная работа: активизация слов по теме «Светофор»
Воспитательные:
-воспитывать у детей культуру поведения на дороге;
-воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Материал и оборудование:
- черные прямоугольники и кружки разного цвета (красный, желтый, зеленый,
-макет дороги, карандаши четырех цветов (красного, желтого, зеленого, черного,
-листы с изображением дороги по количеству детей ( на каждом листе свое изображение: на одном нарисован перекресток, на другом пешеходный переход с автомобильным светофором, на третьем дорога с пешеходным переходом и знаком «пешеходного перехода»).
Образовательные технологии: Методические приё мы:
-словесный (вопросы, объяснение, художественное слово).
-наглядный (картинки, макет).
-игровой (Коммуникативная игра для психологического настроя, Д/и «Дорисуй светофор», словесная игра «Да, нет»)
Ход занятия.
1. Организационный момент: ( Цель: Способствование повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе; Установление положительных взаимоотношений).
Коммуникативная игра для психологического настроя.
Воспитатель:
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки.
Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты
С теплоты и доброты.
Согревают нас улыбки
И сбываются мечты.
2. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний. ( Цель: привлечение внимания, установка детей на совместную деятельность).
Ребята мы посмотрели друг на друга, улыбнулись своим друзьями. А кого мы можем назвать другом?
Ответы детей: Другом мы называем того, кто нам помогаем, находится рядом, когда нам нужна помощь.
Воспитатель: У меня тоже есть друг, но он не совсем обычный. Ребята я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться кто это.
1) Загадка:
У него всегда три глаза,
Он не смотрит всеми сразу:
Два любых глазка прищурит,
А один не спит, дежурит.
Он глазами говорит:
«Можно ехать!», «Путь закрыт!»,
Иль «Внимание! Постой!».
Кто же этот постовой?
Ответы детей: (Светофор)
2) Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята посмотрите у меня в руках мешочек, в нем лежит отгадка на мою загадку. Хотите узнать, правильно вы отгадали загадку или нет?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ну-ка руку опускайте и отгадку доставайте (дети подходят к воспитателю и достают из мешочка три круга- красного, зеленого, желтого цвета и прямоугольник черного цвета).
Воспитатель: Что вы достали?
Ответы детей: Круги зеленого, красного, желтого цвета, черный прямоугольник.
Воспитатель: Это светофор?
Ответы детей: Да это светофор. Это детали светофора.
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку, а что означают эти цветные круги?
Ответы детей: Это сигналы светофора.
Воспитатель: Что они означают?
Ответы детей:
Красный свет – стоять!
Жёлтый свет – приготовьтесь!
Зелёный – путь свободен!
Воспитатель: А что это за черный прямоугольник?
Ответы детей: Это домик светофора, его основа, деталь.
Воспитатель: Да, ребята наш светофор состоит из частей, он разобран. Посмотрите у нас на столе на каждого из вас лежат детали светофора. Такие же, как вы достали из мешочка. Прямоугольник черного цвета — это светофор, также там находятся кружки разного цвета. Ваше задание правильно собрать светофор. Итак, на старт, внимание, марш! (ребята самостоятельно выполняют задание) Какие молодцы! Почти все справились!
Воспитатель: В каком порядке располагаются цвета у светофора?
Ответы детей: Снизу зеленый, в средине желтый, сверху красный.
Воспитатель: Ребята, что такое светофор?
Ответы детей: Прибор, устройство.
Воспитатель: Для чего он нам нужен?
Ответы детей: Управлять движением машин и пешеходов. Регулировать движение.
Воспитатель: Светофор, устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улице. Самое первое устройство светофорного типа было установлено в 1868 году на улицах Лондона, а электрический трёхцветный светофор, который называют «Автомобильным» появился в 1918 году в Нью-Йорке, у нас в Москве в 1930 году и вы сегодня собрали светофоры в нашей группе.
3)Пальчиковая гимнастика «Светофор»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Воспитатель: Помогает с давних пор
Верный друг наш
Дети: светофор.
Произносят слово «светофор», хлопают три раза в ладоши (отхлопывают слоги).
У него больших три глаза,
Не горят они все разом. (Показывают три пальца)
Если красный загорелся,
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре
И машины пропустить.
Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг.
Качают головой.
«Крутят рули».
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг.
Глаз зелёный загорелся –
Стоп, машины, мы идём!
Поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым.
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
Маршируют по помещению, ритмично произнося текст.
Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор.
Произносят слово «светофор», хлопают три раза в ладоши (отхлопывают слоги).
Воспитатель: Светофор нам говорит : (Читает стихотворение)
4)Чтение стихотворения.
Знаешь правила движенья
Значит, ты мой верный друг!
Но двоих нас маловато.
У меня девиз такой:
Нужно, чтобы все ребята
Стали дружными со мной!
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный!
На сигналы погляди,
А потом переходи!
3. Ознакомление с новым материалом.
Воспитатель: Посмотрите на этом столе (обращает внимание детей на другой стол, у нас стоит макет улицы. Что вы здесь видите?
Ответы детей: Дома, деревья, дорогу, тротуар, пешеходный переход, железную дорогу, дорожные знаки, светофоры.
Воспитатель: Посмотрите, что находится рядом с пешеходным переходом?
Ответы детей: Автомобильный светофор и светофор с двумя сигналами на красном сигнале нарисован человечек, который стоит, а на зеленом – идущий человек.
изображение человека.
Воспитатель: Движения кого регулирует светофор с двумя сигналами?
Ответы детей: Движение пешеходов.
Воспитатель: Если загорелся красный сигнал, такого светофора, что мы должны делать и почему?
Ответы детей: Красный сигнал означает, стой. На красном сигнале нарисован человечек, который стоит, значит, мы должны стоять.
Воспитатель: Если загорелся зеленый сигнал, что мы должны делать и почему?
Ответы детей: Зеленый сигнал означает, иди и на нем идущий человек. Мы можем переходить дорогу.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется этот светофор?
Ответы детей: Пешеходный.
Воспитатель: А вы видите здесь еще световые приборы?
Ответы детей: Да, вот на дороге стоит обычный (автомобильный) светофор, около знака пешеходного перехода находится светофор с одним желтым сигналом.
Воспитатель: Что означает желтый свет?
Ответы детей: Приготовься, будь внимателен, подожди.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем его устанавливают рядом с пешеходным переходом?
Ответы детей: Что бы привлекать внимания.
Воспитатель: Кого?
Ответы детей: Водителя, пешехода.
Воспитатель: Ребята это дополнительное оборудование на нерегулируемых пешеходных переходах, которое служит для привлечения внимания водителей с целью повышения безопасности дорожного движения.
Воспитатель: Как он вы думаете, он называется?
Ответы детей: …
Воспитатель: Он называется (односекционный) желтый мигающий светофор.
Воспитатель: Вы движения повторяйте и сигналы закрепляйте.
5)Физкультминутка «Светофор» (дети смотрят на воспитателя, повторяют за ним движения)
Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.
Красный свет нам говорит :
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет-предупрежденье :
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу :
Переходить ребята могут!
— Ребят! На красный свет нужно стоять на месте,
На желтый хлопать в ладоши, а на зеленый — шагать на месте.
(воспитатель показывает разные цвета светофора)
Чтоб аварий избегать. (руки на пояс — повороты в стороны)
Надо строго соблюдать
Правила движения (поочередное поднимание рук — вперед, вверх, развести в стороны, опустить)
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать (прыжки на месте на двух ногах)
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.
Воспитатель: Я вопросы задаю, а вы громко отвечайте, не стесняйтесь, не теряйтесь.
6)Словесная игра «Да, нет»
Цель: закрепить правила дорожного движения и сигналы светофора.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.
Светофор знаком всем детям?
Знают все его на свете?
Он дежурит у дороги?
У него есть руки, ноги?
Есть фонарики – три глаза!
Он включает все их сразу?
Вот включил он красный свет
Это значит, хода нет?
На какой идти нам надо?
Синий - может быть преградой?
А на жлтый мы пойдм?
На зелный - запом?
Ну, наверное, тогда
На зелный встанем, да?
Пробежать на красный можно?
Ну, а если осторожно?
А гуськом пройти тогда,
То, конечно, можно? Да!
Верю я глазам, ушам
Светофор знаком всем вам!
И, конечно, очень рад
Я за грамотных ребят!
Воспитатель: К этому столу пройдем, тихо сядем мы на стулья и листок себе возьмем. На листе дорога есть, только нет тут светофора, чтоб внимания привлечь. В руки карандаш берите светофоры начертите. Но подумайте друзья, выбрать нужно для себя, где какой дружок стоит и что сигналом говорит.
4. Первичное осмысление и закрепление материала.
Цель: Закрепить разновидности светофора, их назначения и сигналы.
Игра «Дорисуй светофор»
Цель: Формировать умение детей изображать светофор и его сигналы.
На столе перед каждым ребенком лежат листы с изображением дороги. На каждом листе свое изображение: на одном нарисован перекресток, на другом пешеходный переход с автомобильным светофором, на третьем дорога с пешеходным переходом и знаком «пешеходного перехода». Дети должны дорисовать светофор, подходящий к каждой изображенной ситуации.
Воспитатель: Как называется светофор, который ты нарисовал?
Ответы детей: Автомобильный, пешеходный, желтый мигающий светофор.
Воспитатель: Для чего он нужен?
Ответы детей: Регулировать движения машин, пешеходов, привлекать внимание.
Воспитатель: Что означают его сигналы?
Ответы детей: Красный- стой, желтый- внимание, зеленый- путь свободен.
IV. Итог. Рефлексия.
(Цель – развитие самоанализа и навыков обобщения полученной информации)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! Мне очень понравилось сегодня как быстро и правильно Саша, и Катя собрали светофор; Маша и Дима знают все о его сигналах.
Вам было интересно сегодня? Что нового вы сегодня узнали? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым интересным?
Ответы детей: …
Воспитатель: Я очень рада, что вы такие умные и так хорошо знаете правила дорожного движения, значения сигналов светофора и его виды.