Людмила Райвич
Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. (Л. С. Выготский).
Особенности речевого развития детей оказывают влияние на формирование личности ребёнка.
Дети с нарушением речи имеют ряд психолого – педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию, коммуникацию, ориентацию в пространстве и требующих целенаправленной коррекционной работы учителя- логопеда.
Публикация «Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У детей с нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. Отмечаются трудности формирования само регуляции и самоконтроля.
Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
При сложном речевом расстройстве, у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, слабо сформированы речевые и коммуникативные умения, наблюдается бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, аграмматизмы, дефекты произношения, трудности в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций отражающих пространственные отношения, при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко», заменяя их обозначениями «большой» или «маленький», что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Все это препятствует осуществлению полноценного общения.
Наблюдаемые у детей серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л. Г. Соловьева).
Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью.
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и интеллектуального развития. Недостатки в развитии проявляются в нарушениях графо - моторной деятельности, при освоении письма, чтения, в овладении математическими операциями.
Наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность. Если дети выполняют совместное задание по поручению логопеда, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия, когда совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности.
Воспитанники посещающие логопедический пункт в начале обучения с трудом выделяют части предмета, пропорции, не точно распознают, описывают цвет и цветовые оттенки, не способны связно рассказать о своих действиях.
В процессе узнавания предметов и явлений, проявляется обобщенное узнавание, отождествление имеющих сходство предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии предметов в измененных условиях. Представления, возникшие без коррекционно - развивающей работы логопеда и педагогов бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Страдает и описание рассматриваемых сюжетных картинок, предметов, оно не формируется без специального обучения.
В своей работе по данному направлению использую принципы:
• Систематичности и последовательности, Доступности, Наглядности
• Индивидуальный подход в выборе средств коррекционно-развивающей работы в зависимости от психологических особенностей и возможностей каждого воспитанника.
На практике применяю следующие методы:
• наглядный (демонстрационные наглядные пособия, презентации)
• словесный (вопросы, анализ ситуаций)
• игровой (дидактические игры и упражнения; подвижные, конструктивные игры)
• практический (выполнение упражнений, инструкций, ориентировка по плану-схеме)
Система коррекционной работы на логопедических занятиях состоит из следующих последовательных этапов:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать, отслеживать, устно описывать форму предметов и их элементов - цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину)
2. Обучение ориентировке в схеме собственного тела (определение ведущей руки, дифференциация правой и левой стороны тела)
3. Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе)
4. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, линейном ряду, отражать в речи их пространственное расположение
5. Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу, на листе бумаги)
6. Воспитывать умение слушать, выполнять задание по устной и наглядной инструкции, следить за развитием действия, работать в подгруппе
Подводя итоги можно сказать, что развитие зрительно - пространственных представлений в работе логопеда :
• становится необходимым и постоянным направлением в процессе обучения детей с нарушениями речи
• повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности
• улучшает социо - коммуникативные навыки
• способствует повышению самооценки ребенка
• позволяет составлять разнообразные, интересные упражнения, задания, проводить образовательную деятельность в игровой и наглядной форме