Папки-передвижки

Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР

Людмила Райвич
Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. (Л. С. Выготский).

Особенности речевого развития детей оказывают влияние на формирование личности ребёнка.

Дети с нарушением речи имеют ряд психолого – педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию, коммуникацию, ориентацию в пространстве и требующих целенаправленной коррекционной работы учителя- логопеда.

Публикация «Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР» размещена в разделах

У детей с нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. Отмечаются трудности формирования само регуляции и самоконтроля.

Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

При сложном речевом расстройстве, у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, слабо сформированы речевые и коммуникативные умения, наблюдается бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, аграмматизмы, дефекты произношения, трудности в понимании предлогов, наречий и предложно-падежных конструкций отражающих пространственные отношения, при использовании прилагательных и наречий с противоположным значением («длинный — короткий», «высокий — низкий», «широко — узко», заменяя их обозначениями «большой» или «маленький», что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Все это препятствует осуществлению полноценного общения.

Наблюдаемые у детей серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.

Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л. Г. Соловьева).

Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью.

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.

Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и интеллектуального развития. Недостатки в развитии проявляются в нарушениях графо - моторной деятельности, при освоении письма, чтения, в овладении математическими операциями.

Наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность. Если дети выполняют совместное задание по поручению логопеда, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия, когда совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности.

Воспитанники посещающие логопедический пункт в начале обучения с трудом выделяют части предмета, пропорции, не точно распознают, описывают цвет и цветовые оттенки, не способны связно рассказать о своих действиях.

В процессе узнавания предметов и явлений, проявляется обобщенное узнавание, отождествление имеющих сходство предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии предметов в измененных условиях. Представления, возникшие без коррекционно - развивающей работы логопеда и педагогов бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Страдает и описание рассматриваемых сюжетных картинок, предметов, оно не формируется без специального обучения.

В своей работе по данному направлению использую принципы:

• Систематичности и последовательности, Доступности, Наглядности

• Индивидуальный подход в выборе средств коррекционно-развивающей работы в зависимости от психологических особенностей и возможностей каждого воспитанника.

На практике применяю следующие методы:

• наглядный (демонстрационные наглядные пособия, презентации)

• словесный (вопросы, анализ ситуаций)

• игровой (дидактические игры и упражнения; подвижные, конструктивные игры)

• практический (выполнение упражнений, инструкций, ориентировка по плану-схеме)

Система коррекционной работы на логопедических занятиях состоит из следующих последовательных этапов:

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать, отслеживать, устно описывать форму предметов и их элементов - цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину)

2. Обучение ориентировке в схеме собственного тела (определение ведущей руки, дифференциация правой и левой стороны тела)

3. Обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе)

4. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, линейном ряду, отражать в речи их пространственное расположение

5. Обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу, на листе бумаги)

6. Воспитывать умение слушать, выполнять задание по устной и наглядной инструкции, следить за развитием действия, работать в подгруппе

Подводя итоги можно сказать, что развитие зрительно - пространственных представлений в работе логопеда :

• становится необходимым и постоянным направлением в процессе обучения детей с нарушениями речи

• повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности

• улучшает социо - коммуникативные навыки

• способствует повышению самооценки ребенка

• позволяет составлять разнообразные, интересные упражнения, задания, проводить образовательную деятельность в игровой и наглядной форме

Публикации по теме:

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования «Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования» Одна из главных задач воспитания и развития.

Формирование художественного восприятия ребенка как одна из проблем современного образования Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста — обучение умению передавать свои впечатления об окружающем мире.

Графические диктанты в формировании зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений у детей с ОНР (формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР и общеобразовательных групп) «Истоки.

«Поиграем с Клеткой» (формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР. …)«Поиграем с Клеткой» (формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР. …) В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается.

Картотека дидактических игр по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. • Игра «Что справа».

Консультация для родителей «Формирование временных и пространственных представлений у детей 5 лет»Консультация для родителей «Формирование временных и пространственных представлений у детей 5 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 комбинированного вида Консультация для родителей «Формирование.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии пространственных представлений у детей» Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований,.

Консультация для воспитателей «Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста» .

Развитие пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 20:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушения зрительно-пространственных представлений — одна из причин социо-коммуникативных проблем у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Райвич (УИ 1698832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД