Лариса Кутырева
Консультация для воспитателей «Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования пространственных представлений
у детей дошкольного возраста
СЛАЙД 1. Значение пространственной ориентации в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений важно и для обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Не случайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Г. Гальперин, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Л. А. Венгер, Т. А. Мусейибова и другие).
СЛАЙД 2. Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образо располагаться среди других предметов мира (Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. – М., «Недра», 1978).
Древнейшие зарисовки местности на камнях, костях, кусках дерева говорят о том, что человек уже на ранней ступени развития стремился определить место своего положения относительно окружающих предметов.
В средние века в монастырях начали изготовлять географические карты, на которых восток обозначался вверху, поскольку святые места (например, для христиан Иерусалим в Палестине) по отношению к Европе находились на востоке. Тогда и возник термин «ориентирование», который происходит от латинского «oriens» или французского «orient», означающих «восток». Предполагают, что это понятие связано с тем периодом, когда люди пользовались для определения направлений видимым местом восхода Солнца.
СЛАЙД 3. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
В более узком значении выражение «пространственная ори-ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ори-ентирующегося («Музыкальный инструмент находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
СЛАЙД 4. При передвижении человека происходит постоянно пространственная ориентировка :
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела – руки, ноги, голова и соответствующих им пространственных направлениях : голова – наверху, ноги – внизу, руки – по бокам и т. д.).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям : вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.
На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя» : умение правильно называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.
Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения, а «выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).
В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
СЛАЙД 5. При формировании у детей умения ориентироваться в пространстве, необходимо большое внимание уделять развитию их пассивного и активного словаря, чтобы малыши научились пользоваться предлогами и наречиями для обозначения пространственных отношений.
Если в речи ребенка нет слов обозначающих пространственные категории, то ему очень трудно ориентироваться на местности.
СЛАЙД 6. В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. В непосредственно образовательной деятельности по математике уточняются, упорядочиваются, расширяются и систематизируются детские представления.
СЛАЙД 7. Формирование пространственных представлений имеет огромное значение в развитии дошкольников.
СЛАЙД 8. Процесс отражения (осознания) ребенком пространственных отношений между предметами окружающего мира проходит поэтапно.
СЛАЙД 9. Этапы развития пространственных представлений у дошкольников :
I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.
II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.
III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости за-меняется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом. Большую роль играет слово.
СЛАЙД 10. Таким образом, дошкольный возраст – это период овладения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.
Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
СЛАЙД 11. Формирование пространственных представлений у дошкольников происходит последовательно:
1. «На себя» – Я (ориентировка на своем теле).
2. «От себя» – Я (пространственные направления относительно себя).
3. Предмет – Я (определение местоположения предмета относительно себя).
4. Я – Предмет (определение собственного положения в пространстве).
5. Предмет – Лицо (определение местоположения предмета относительно другого лица).
6. Предмет – Предмет (определение местоположения предметов относительно друг друга).
7. Движение в указанном направлении; ПДД.
8. Ориентировка на листе бумаги (чистый и в клетку).
9. «Чтение» и моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах, схемах.
СЛАЙД 12. Содержание работы во второй младшей группе
Учить ориентироваться в расположении своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : впереди – сзади (позади, вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.
СЛАЙД 13. Содержание работы в средней группе
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади – игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит далеко, а березка растет близко).
СЛАЙД 14. Содержание работы в старшей группе
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве : слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, за, между, рядом, с; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».
Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
СЛАЙД 15. Содержание работы в подготовительной группе
Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
СЛАЙД 16. Усложнение от возраста к возрасту состоит :
В увеличении количества вариантов пространственных отношений;
В повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;
В переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений;
В переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве;
В обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.
СЛАЙД 17. Педагогическая технология развития пространственных представлений дошкольников в ДОУ представлена :
Упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности;
Специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования.
СЛАЙД 18. Для развития пространственных представлений в ДОО используют разные формы организации детской деятельности.
1. Мини-ситуации, проблемные ситуации специально создаваемые педагогами.
2. Игровые упражнения на определение местоположения предметов.
3. Упражнения типа «А что если…»
4. Разные виды театра.
5. Графические упражнения, «зрительные диктанты».
6. Игры с использованием плана, схемы.
7. Игры по ПДД.
8. Рассказывание по картинкам, чтение и беседа о прочитанном.
СЛАЙД 19. Знание возрастных особенностей дошкольного возраста, педагогических технологий и отображение их различных формах организации детской деятельности в ДОО ускоряет процесс освоения детьми пространства, что имеет важное значение для развития самостоятельности дошкольника.
СЛАЙД 20. При подготовке материала использовались материалы методических пособий и интернет-ресурсов.