МААМ-картинки

Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа

Елена Васютина
Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить основу умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Забыть это правило- все равно что уничтожить народ. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях,- одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный»- писал И. В. Киреевский. Мы, в своей работе особое внимание уделяем народным праздникам. Так как именно через праздник, в игровой, увлекательной форме мы знакомим детей с народными обычаями и традициями. Знание истоков культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Публикация «Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа» размещена в разделах

Хочется заметить, что при подготовки праздника ведется кропотливая работа: подбор народных игр, пословиц, поговорок, загадок, примет связанных с определенным днем, подготовка атрибутов.

Этнопедагогическая направленность процесса подготовки праздника (отбор этнического материала, его использование в различных формах, обладает огромным воспитательным потенциалом, способствующим формированию высоких нравственных качеств.

Народные игры – это удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Мы разработали цикл праздников, с которыми знакомим детей в течение всего года.

Осень это череда образных, ярких, привлекательных, запоминающихся детям праздничных календарных дней. Особенно богат ими сентябрь, связанный со сбором даров щедрого лета.

7 сентября - Тит грибной. 17сентября – Луков день

21 сентября – Осенины праздник сбора урожая

28 сентября - Никита репорез.

И, конечно в эти дни мы играем с детьми в игры, главными персонажами которых являются эти природные дары и отражаются работы связанные со сбором урожая. Чем замечательны эти игры? Тем, что в их основе, как правило, лежит драматизация, игровое действие, ритмичные слова или песенка, простые, запоминающиеся совместно выполняемые действия. Вместе с тем они содержат глубокий смысл- эти игры воспроизводят полевые работы, ненавязчиво, исподволь дети запоминают их последовательность : посев, жатва, обработка хлебных злаков, и других культур. Разучивая пословицы и поговорки к каждому празднику, мы не только обогащаем словарь детей, но и расширяем их житейские познания. «Хвалилась редька: «Я с медом добра!»

23 сентября в группе проходит любимый детьми праздник Петра и Павла рябинника, как мы его с детьми называем - «День рябинки». В этот день мы, как правило, украшаем группу декоративными или живыми ветками рябины, угощаемся живой ягодой и вареньем из рябины, готовим для рябинки украшения т. к. детей очень привлекает красочный игровой обряд связанный с «Обряжанием рябинки». В играх сопровождающих обряд заключен символичный смысл величания рябинки как кормилицы зимующих птиц.

Начинаем мы игру с детьми с любования и величальных слов рябинке, украшения ее веточек лентами:

Ведущая: С вечера мою рябину дождичком мочило,

С полуночи рябину ветром обдувает.

Ветер дует, солнце греет, а рябина все алеет.

Все: Ты, рябинушка,

Раскудрявая.

Ты когда взошла?

Когда выросла?

Ведущая: Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела. (Все навязывают ленточки на ветки)

В конце сентября, октябре и начале ноября как - бы цепочкой проходят дни, в которые проводятся игровые обряды прощания с перелетными птицами и встречи зимующих, поэтому мы играем с детьми в игры, главными персонажами которых, становятся птицы. Используя загадки при проведении праздников, их образность, художественность, поэтичность, направляем детей на поиск тождества, сходства различных предметов и явлений. Загадки-описания, загадки- вопросы, загадки-задачи, не только развлекают детей но и развивают их мыслительные способности.

14 ноября «Кузьминки» В это время зима уже вступает в свои права. С этого времени начинались посиделки. Почему так назван праздник? Он связан с образами кузнецов Кузьмы и Демьяна и Сварога – огненного божества покровителя – кузнецов и ремесленников, домашнего очага и семьи. Игры, в которые мы играем с детьми в этот период передают яркость и праздничность ярморочного веселья. Это и хорошо всем известные игры «Карусели» «Где был Иванушка?». А знакомство с народными приметами, которые основаны на многократных наблюдениях многих поколений, способствует воспитанию наблюдательности у маленького человека.

Прошла осень вступает в свои права зимушка зима и ведет за собой череду зимних праздников.

Первый из них 7 декабря – Екатерина-санница. Всей деревней и стар и млад, собирались посмотреть на гонки, на тройках и поучаствовать в катаниях на санях. Следуя традиции, мы вместе с детьми с этого времени, организуем зимние забавы – игры со снегом, катание на санках. А знакомо ли вам выражение: «Мели – Емеля, твоя неделя?» Так вот после того как пройдет крещенская неделя с колядками с 21 января от Емели-перезимника нескончаемой вереницей устраиваем зимние посиделки с рассказыванием сказок, веселыми играми, которые передают в своем содержании то, что девушки приходили на посиделки с рукоделием показывая свое мастерство.

Масленица - это один из любимых детьми праздник. Мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывается в эти дни. Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны помочь солнцу одержать верх над зимой. Сжигая масленицу, призывали огонь растопить снега, съедая блины - символ солнца старались приблизить весну. Вот и мы, как правило, проводим с детьми масленицу на улице. Праздник открывают дети, произнося скороговоркою приветствие Масленице:

Здравствуй, сударыня Масленица!

Дорогая наша Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, три аршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок новенький, новомодненький, брови черные, наведенные.

Ой, а глазки у ней гречишные!

А бока у ней сахарные!

Закличка «Широкая Масленица» или «Пришла Масленица» После масленицы, считалось в народе, что весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали и встречали как самую дорогую гостью.

С 1 марта начинались Ярилкины игры символизирующие борьбу зимы и весны. Главным персонажем этих игр является солнце. Ярило-красно солнышко изображает воспитатель в колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами с набеленным и нарумяненым лицом. Она руководит плясками, играми.

14 марта по народному календарю проходила первая встреча весны «Весновка-свистунья». Для детей делаем разные свистульки, чтобы они выбегали на возвышенные места с проталинами и играя в игры главными персонажами которых являются птицы, громким пересвистом свистулек приманивали весну. Кульминацией встречи весны является - 22 марта в день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны – называемая в народе Сороки. В эти дни начинается прилет птиц. Детям рассказываем сказки про волшебных птиц печали - Алконоста и радости –Сирина. Утром детям вручаем детям птичек из теста - «жаворонков» ими угощались, их дарили, по ним гадали, ими играли, прикрепив на длинные шесты. Игры «Солнышко», «Летели две птички», «Летают – не летают»

Закличка. Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай на синее море,

Ты найди ключи весенние,

Замкни зиму!

Отомкни лето!

После 30 марта, в народе названного - «Алексей с гор потоки» в апреле начинается таяние снега, и вскрываются реки. В это время мы с детьми играем в игры:

«Цепочка», «Ручейки», «Кораблик» - когда мальчики, запуская самодельные кораблики, произносят игровой текст и следят, чей кораблик дальше уплывет.

В народном календаре есть еще один интересный день - считалось, что 16 апреля, водяной просыпается и выгоняет рыбу в озера, реки и моря, поэтому на берегах рек проводили игры, хлопали по воде руками - будили и задабривали его угощениями. Игры с водой делают этот праздник необыкновенно веселым и ярким.

Череду летних праздников открывает «Троица». В народе эта неделя на троицу называется русальной или зелеными святками. Зеленью и цветами украшали и дома и дворы. Символом праздника является береза. Праздник в основном девичий. Девочки делают себе венки, «завивают» березку, украшают ее лентами, косынками. В группе накрываем угощения, среди которых обязательно яичница. Проводился обряд кумления - заключения дружбы между девушками, и игры с венками. Дети водят хороводы, и играют в игры «Селезень», «Как веночек я плела», «Водяной», «Русалка»

Считалось, что в этот период на берега рек выходят русалочки, играют, качаются на ветвях деревьев, заманивают приходящих на берег. Отсюда и игры, суть которых не испугаться, перехитрить и с шумом и весельем проводить русалочек, одарить их пряжей, тканью или новой рубахой.

7 июля день Ивана Купала Праздник цветов, почитания воды и огня. Купальская неделя совпадает по времени с днем летнего солнцестояния. Жгли костры и прыгали через очистительный огонь. Часть праздника проводилась в бассейне. Дети купались, обливались водой всех без исключения- это отголосок магического ритуала вызывания дождя, так нужного летом. Водили хороводы, опускали венки в воду. Играли в такие игры как «Горелки», «Заря-заряница», «Колечко». Одним из символов Купальских дней является соломенная куколка «Кострома»- прообраз богини Живы покровительницы ткачих и подруги Ярило-солнца.

Начавшись с осенних праздников, когда-то начинавших народный календарный год, наше путешествие в мир обрядов и связанных с ними игр заканчивается, тем самым замыкая годичный круг солнечного календаря. Таким образом, мы с вами погрузились сегодня в народный игровой фольклор, в котором тесно переплелись красота обычаев и игровой материал, на основе которого можно формировать у детей целостную картину окружающего мира.

Библиографический список:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. – М., 1987.

2. Галейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1987.

3. Горбунов Б. Н., Ефимов А. Е., Ефимова Е. А. Традиционные игры и забавы Рязанского края. - Рязанский этнографический вестник. - Рязань, 1994.

4. Калининский М. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М. ,1999.

5. Народный праздничный календарь : зима – весна // Молодежная эстрада. – 1999 - №3.

6. Народный праздничный календарь : лето - осень // Молодежная эстрада. – 1999 - №4.

7. Панкеев И. русские праздники игры. – М. : Эксмо – пресс, 1999.

8. Панкеев И. От крестин и до поминок: обычаи, обряды, предания русского народа. – М. : Эксмо, 1997.

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка» «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 2 Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром, важным условием её эффективности считаю взаимосвязь детского сада.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 3 3.4. Результативность педагогического опыта. Результативность опыта заключается в эффективной организации совместной деятельности педагога.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4 Интеллектуальные- игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки. Например, игра «Вопросики». Развивает, стимулирует.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию мой опыт работы, который был защищен на муниципальном уровне и имеет соответствующий.

Проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера. Долганы» Программа дополнительного образования «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера» «Ознакомление.

Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных.

Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа». Цель: Актуализировать представления родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа
Опубликовано: 8 января 2018 в 18:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васютина (УИ 232268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД