Татьяна Калинина
«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Дюймовочка» г. Куса
Конспект
Организация непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в прошлое»
Средняя группа (4-5 лет)
Воспитатель: Калинина Татьяна Викторовна
г. Куса,2017
Публикация «„Путешествие в прошлое“, Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русские народные традиции и обычаи
- Урал - наш край родной
- Темочки
Цель: знакомство детей с традициями и обычаями, бытом русского народа живших на Урале.
Задачи:
Образовательные: знакомить с предметами русского быта, продолжать знакомить с народными играми, пословицами.
Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать уважение к быту и традициям русского народа.
Используемые материалы и оборудование:
3 Д-декорация «Русская изба», клубок.
Предметы быта: чугунок, ухват, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда, кукла-баюнок, соломенный матрас.
Презентация тематических фотографий.
ИКТ: проектор, экран.
Методы и приё мы: словесный (беседа, диалог, художественное слово, подведение итогов, практические: (подвижная игра, практико-ориентировочные, наглядные (просмотр слайдов).
Музыкальный ряд: русские народные песни, перезвон колокольчиков.
Предварительная работа: беседа о прошлых временах, разучивание русской народной игры «Веточка», посещение музея, рассматривание иллюстраций, соответствующих данной теме.
Ход НОД:
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое жителей Урала. Мы с вами узнаем как люди жили много-много лет назад, то есть очень давно. Поможет нам в этом волшебный клубочек. (Воспитатель бросает волшебный клубочек, он катится прямо к избе, дети идут вслед за клубком)
Воспитатель: Ребята, в старые времена дом называли избой, давайте пройдём и посмотрим сколько здесь интересных вещей.
Дети входят, рассматривают утварь, мебель.
Воспитатель: В избе, посмотрите ещё есть печь, печь занимала самое большое место в доме. А как вы думаете, почему в доме батарей нет, а внутри тепло? Потому что печь обогревает избу,также на печи сушили одежду, пекли хлеб, спали тоже на печи, на ней много места. Готовили тоже в печке, щи и кашу. А как вы, ребята, думаете в чём готовили, ведь в то время ни сковород ни кастрюлек не было?
Ответы детей.
Воспитатель: еду готовили в чугунке (показываю чугунок, в нём еда долго оставалась горячей. С пищей чугунок был горячим и тяжёлым, но как же его достать из горячей печи?
Ответы детей.
Для этого хозяйка брала вот такую палку, ухватит, чугунок и достанет. (показываю ухват и как им пользовались). Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать ухват. Он всегда стоял возле печки и с его помощью доставали горячие горшки с едой.
Про деревенскую еду даже придумали поговорки :
-Щи да каша пища наша;
-Хороша кашка, да мала чашка.
Вся посуда была очень необычная : горшки, крынки, чугунки. В крынках хранили молоко, оно там очень долго не портилось. (показываю глиняный кувшин, крынки)
А как вы думаете, чем кушали в те далёкие времена?
Ответы детей.
Кушали тоже ложками, но только это была ложка, вырезанная из дерева. У каждого в семье была своя деревянная ложка. Ложкой не только кушали. на них ещё и играли (показать как играли).
После сытного обеда дети ложились спать, кто на печи, кто на лавке, кто на перине пуховой, а кто на соломе (воспитатель показывает постель с соломой внутри). Предлагает детям полежать на ней. Обсуждают мягко ли им. Удобно?
Воспитатель: Не у всех была мягкая и удобная постель, на постели из соломы спать было колко и твёрдо. Ребята, сейчас когда вы ложитесь спать вам читают сказки или включают записи, а раньше всего этого не было, посмотрите, что у меня такое (показывает баюнка- тряпичную куклу). Это баюнок- кукла для которой рассказывали сказки, потешки, пели колыбельные (прочитать потешки). И под эти сказки и колыбельные дети засыпали.
Воспитатель: После сна дети любили погулять, а на улицу в чём-то нужно было выйти, сейчас мы с вами надеваем кроссовки, сандалии, сапожки и идём гулять. Но раньше ведь этого ничего не было. Посмотрите, вот обувь того времени, это называется лапоть (рассматриваем лапоть). Кто хочет примерить такой лапоть на себя (примеряем). Почему он слетает? Для того чтобы он не слетал, его привязывали верёвками к ноге (показываем как).
После того как покушали, поспали можно и погулять, а на прогулке поиграть в русскую народную, хороводную игру (игра «Веточка»).
Вот наше путешествие и подошло к концу, нам пора в группу возвращаться, где же наш помощник-клубочек?
Вот мы и оказались в нашем времени и теперь вспомним, что же мы видели в русской избе, посмотрим фотографии тех предметов, с которыми мы познакомились. (слайды с объяснением)
Рефлексия:
-Вам было интересно в русской избе?
-Что вам больше понравилось?
Мне бы ещё очень хотелось вам загадать загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит
Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает
Кипяточек разливает. (самовар)
Вот у нас и самовар, да чай готов. Самая лучшая традиция - это русское гостеприимство-сейчас мы пойдём пить чай.