МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»

Алена перминова
Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка»

«Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»

Подготовила: воспитатель

второй младшей группы

Перминова А. В.

г. Курган.

2017г.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа“» размещена в разделах

«Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»

Народная мудрость гласит так : «Без большого корня – древа не бывает». Как понимать эту мудрость? Корни - это истоки, это мы. Взрослые и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В настоящее время поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. Им на смену приходят мультики и игры Запада.

В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые редко интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства. Эта задача решается посредством приобщения детей к народной игре, начиная с младшего дошкольного возраста. Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Народные обычаи – это правило социального поведения, передающееся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и сознание их членов.

Народная игра – это игра, которая устойчиво характерна, типична для данного народа и признаётся таковым национальным сознанием.

На что направлена народная игра? :

• укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;

• знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

• формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

• развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

• развивает эмпатичные способности,

• формирует чувства принадлежности к своему народу.

Формы приобщения детей к народной игре?

• Занятия;

• Беседы;

• Фольклорные праздники, развлечения;

Игры-путешествия в прошлое предметов;

• Выставки;

• Индивидуальная работа с детьми.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками: Игровая орнаменталика - это обязательный признак народных игр. Она сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо понять и помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, на также сценки и кукольные театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которые сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей знакомим с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка. Дети полюбили дидактические игры и хороводные игры с участие этой игрушки.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает в них интерес, выполнения игровых действий.

В дошкольной педагогике известны следующие методы.

• словесный; наглядный; практический.

Словесный метод:

• рассказы об игре, её правилах;

• объяснение значений старинных слов;

• беседы с элементами диалога;

• вопросы - ответы;

• заучивание текста народных игр,

Наглядный метод:

• рассматривание иллюстраций к играм;

• рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

• рассматривание костюмов;

• показ презентаций.

Практический метод:

• проведение игр;

• изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

• проведение праздников и развлечений;

консультации для родителей;

консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется :

• знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

• личный пример при разучивании игр;

• помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ при ознакомлении дошкольников с русской народной сказкой Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников, формирование толерантности, чувства уважения.

Консльтация для педагогов ДОУ «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников» Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников. «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников». "Система" - слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!» Тема проекта: «Знакомство детей с обычаями традициями народов Дагестана!» Выполнила: Муз. рук. Георгиева В. Г. МБДОУ№41 г. Махачкала..

Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых МДОУ «Детский сад» №9 «Радуга» Доклад на тему: «Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых» Подготовила.

Сценарий праздника «Кормления огня» завершающий этап проекта» Знакомство с обычаями и традициями республики Тыва ВидеоСценарий праздника «Кормления огня» завершающий этап проекта» Знакомство с обычаями и традициями республики Тыва Видео Цель: • познакомить детей с самобытностью народов проживающих на территории Российской Федерации, их обычаями, культурным наследием, на.

Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа». Цель: Актуализировать представления родителей.

Тема самообразования «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы. Воспитание гармонично развитой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 19:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Алена перминова (УИ 1187148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД