Алена перминова
Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка»
«Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»
Подготовила: воспитатель
второй младшей группы
Перминова А. В.
г. Курган.
2017г.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
«Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа»
Народная мудрость гласит так : «Без большого корня – древа не бывает». Как понимать эту мудрость? Корни - это истоки, это мы. Взрослые и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
В настоящее время поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. Им на смену приходят мультики и игры Запада.
В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые редко интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства. Эта задача решается посредством приобщения детей к народной игре, начиная с младшего дошкольного возраста. Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Народные обычаи – это правило социального поведения, передающееся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и сознание их членов.
Народная игра – это игра, которая устойчиво характерна, типична для данного народа и признаётся таковым национальным сознанием.
На что направлена народная игра? :
• укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;
• знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
• формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
• развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
• развивает эмпатичные способности,
• формирует чувства принадлежности к своему народу.
Формы приобщения детей к народной игре?
• Занятия;
• Беседы;
• Фольклорные праздники, развлечения;
• Игры-путешествия в прошлое предметов;
• Выставки;
• Индивидуальная работа с детьми.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками: Игровая орнаменталика - это обязательный признак народных игр. Она сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо понять и помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, на также сценки и кукольные театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которые сопровождается соответствующими жестами и мимикой.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей знакомим с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах; предлагаем ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка. Дети полюбили дидактические игры и хороводные игры с участие этой игрушки.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает в них интерес, выполнения игровых действий.
В дошкольной педагогике известны следующие методы.
• словесный; наглядный; практический.
Словесный метод:
• рассказы об игре, её правилах;
• объяснение значений старинных слов;
• беседы с элементами диалога;
• вопросы - ответы;
• заучивание текста народных игр,
Наглядный метод:
• рассматривание иллюстраций к играм;
• рассматривание предметов старинной утвари, мебели;
• рассматривание костюмов;
• показ презентаций.
Практический метод:
• проведение игр;
• изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;
• проведение праздников и развлечений;
• консультации для родителей;
• консультации для педагогов.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется :
• знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;
• личный пример при разучивании игр;
• помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.