Юлия Витальевна Левина
Народные подвижные игры — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
упражнением, посредством которого
ребенок готовится к жизни»
П. Ф. Лесгафт
Слайд 2.
Подвижная игра – это школа воспитания, в которой есть свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Публикация «Народные подвижные игры — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит известных всем пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни.
Слайд 3.
Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.
Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.
Слайд 4.
Особенности организации народных подвижных игр :
Содержание игр должно соответствовать возрасту детей.
При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть.
Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание на важные моменты.
В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.
Слайд 5.
При объяснении игры должны применяться средства выразительности : мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.
Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Слайд 6.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
- на игру детей надо приглашать, используя яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки,
игрушки);
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.
Слайд 7.
Классификация игр
- по возрасту (для детей младшего, среднего, и старшего возраста)
- по содержанию (от самых простых до сложных с правилами и полуспортивных игр)
- по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползаньем, катанием, бросанием и ловлей, метанием).
- по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости).
Классификация игр
- по сюжету (сюжетные и бессюжетные)
- по способу организации играющих (командные и некомандные)
- по подвижности (малой, средней и большой подвижности)
- по сезону (летние и зимние)
Слайд 8.
Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений об окружающем мире, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных, служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер: дети изображают зайчиков, лошадок, карасей, а воспитатель или один ребенок берет на себя главную роль – лисы, щуки, волка. Сюжетные подвижные игры можно использовать во всех возрастных группах детского сада, а в младших группах они особенно популярны.
Сюжетные подвижные игры проводятся обычно со всей группой, и это позволяет использовать игры в различные режимные моменты: на прогулке, в свободное время, в процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольников, а также решать задачи по совершенствованию различных видов движений (прыжки, бег, ползание и другие).
В младшем дошкольном возрасте воспитатель принимает самое активное участие в игре. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно организовать игру, но всегда рады, если воспитатель играет вместе с детьми. Меньшие возможности в сюжетных народных подвижных играх имеются для упражнений детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывания мяча.
Бессюжетные народные подвижные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (салок, ловишек, взаимосвязанные игровые действия всех участников). Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с другими движениями. Такие игры доступны детям среднего и старшего дошкольного возраста, так как требуют от детей больше самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Игровые действия в бессюжетных подвижных играх связаны не с разрыванием сюжета, где возможно сочетание различных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, поэтому эти игры больше распространены в старшем дошкольном возрасте. С малышами можно провести самые элементарные формы таких игр, например «Догоните меня», «Догони собачку», «Все скорее ко мне». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее назначенное место «домик», где воспитатель будет их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в тоже время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научаться ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве.
Бессюжетные народные подвижные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные. Однако детям эти игры тоже очень нравятся, потому что воспитатель в них – активный участник и помощник в выполнении различных движений.
Русские народные игры различают по двигательному содержанию: игры с бегом («Перебежки с выручалкой», «Коршун» и др., игры с прыжками («Воробушки и кот», «Петушиный бой», «Мешочек», «Попрыгунчики» и др., с метанием («Охотник», «Зайчик», «Сторож» и др).
Русские народные подвижные игры различаются по степени физической нагрузки на игры большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся игры, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они, в основном, на беге и прыжках («Ловишки», «Лошадки», «Перебежки»).
В играх средней подвижности характер движений более спокойный («Мячик кверху», «Выбей мяч из круга» и др).
Игры малой подвижности отличаются низкой двигательной активностью («Краски», «Телефон», «Колечко». «Заря – заряница» и др.).
Из большего количества народных подвижных игр можно выделить игры - забавы, которым присущи необычные двигательные задания. К таким играм можно отнести «Бег в мешках», «Бой петушков», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Бег в высоких валенках», «Штурм зимней крепости»и др. Игры – забавы доставляют детям много радости.
Перечень подвижных игр, рекомендованных для использования в детском саду «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой