Алла Сорокина
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы на тему «Народные обычаи. Встреча весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1 «Росинка»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми
старшей группы на тему «Народные обычаи. Встреча весны»
Составила:
воспитатель старшей группы
Сорокина Алла Анатольевна
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы на тему „Народные обычаи, Встреча весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Тема: Народные обычаи. Встреча весны.
Программные задачи:
1. Приобщить детей к культуре наших предков.
2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.
3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.
4. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, беседы о наступающей весне, заучивание потешек, закличек, поговорок, народных игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы. Дети отвечают.
Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну встречают несколько раз.
Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь - символ очищения.
Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды.
Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички - веснянки, ждали прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Заранее подготовленные дети исполняют заклички.
Дети:
Ласточка – ключница,
Вылети с Заморья,
Вынеси ключи,
Отомкни летечко.
Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Лето теплое,
Зима холодная.
Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Весну в подоле.
Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в Хороводную - игру «Ручеёк», это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Дети играют в игру
Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Воспитатель: Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба - пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба. Проводили обряд отпускания птиц на волю. На Руси веснуждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Заранее подготовленные дети исполняют закличку «Весна».
Дети:
1. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
2. С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш родной край!
3. Приди, весна,
Приди, красна!
Приди, весна,
Приди, красна!
Воспитатель: А теперь скорей вставайте, да в игру «Родничок» поиграйте.
Проводится игра «Родничок». Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль ручейка – обозначенного на полу двумя шнурами.
Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Закончив песню, перепрыгивают через ручей боком на другую сторону. При этом придерживают, мешают друг другу, стараясь толкнуть в воду. Кто коснется воды, выбывает из игры.
Воспитатель: А теперь давайте все вместе украсим наше обрядовое дерево разноцветными лентами и цветами.