Зимина Ирина Алексеевна
Консультация для воспитателей «Народная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная сказка.
Составила: воспитатель дошкольной группы МКОУ «Ярославская НШ»
Зимина Ирина Алексеевна.
Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.
«Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души» И. Ильин.
Классификация сказок по А. Н. Афанасьеву.
Публикация «Консультация для воспитателей „Народная сказка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сказки о животных считаются самыми древними произведениями сказочного эпоса. Ещё Я. Гримм обратил внимание на анимизм как форму вымысла в сказках о животных.
Анимизм (лат. – душа) - это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку.
Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собой. Видимо, это и способствовало появлению животного эпоса.
Сказке о животных свойственно и такая форма вымысла, как тотемизм.
Тотемизм – обожествление животных, восприятие животного как объекта религиозного почитания.
Исследователи делят сказки о животных на:
• комические
• моралистические.
Среди сказок о животных есть особая группа так называемых кумулятивных (от лат. – собираю, накапливаю) сказок. Кумулятивный принцип их построения – это принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым
Расширением в одних случаях («Звери в яме») и почти дословным повторением в других («Репка», «Теремок», «Колобок»).
2. Волшебные сказки.
Основным признаком волшебной сказки, является наличие чудесного действия
3. Бытовые сказки.
Эти виды сказок не имеют четкого терминологического определения. Героями бытовых сказок являются чиновники, церковнослужители, судьи, наделенные всякими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью и т. д. Им противоречат умные, хитрые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Герои бытовых сказок – это герои – антагонисты. Победителем здесь, как правило, бывает тот, кто стоит на низкой ступени социальной лестницы. Бытовые сказки, по сути, являются социальной сатирой на неправедное судопроизводство, взяточничество и крючкотворчество чиновников.
4. Авантюрные сказки. По природе вымысла и поэтике бытовые сказки близки к авантюрным. Но авантюрные сказки, являясь сатирическими по сути, не достигают социальных обобщений. Здесь высмеиваются не общественные, а общечеловеческие пороки. Эти сказки о строптивы и болтливых женах, неурядливых и ленивых хозяйках, о супружеской измене, дремучей человеческой глупости и т. д. Эти сказки близки к новелле – краткому занимательному рассказу, сюжет которого взят из реальной жизни, но в то же время отличается от нее несоответствием между реальной ситуацией и способом ее разрешения.
5. Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием.
Название сказок введено В. И. Далем, образовано от слова «докучать» - надоедать. Эти сказки могут быть прозаическими («Про белого бычка», «На колу мочало») и поэтическими:
Жили – были два солдата-
Вот и сказочка начата.
Жили – были два павлина-
Вот и сказки половина.
Жили – были два гуся –
Вот сказка вся.
Архитектоника или эстетический план построения сказки имеет общее для всех видов элементы.
1. Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Её цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует в сказке сама по себе: она не связана с содержанием произведения.
2. Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент архитектоники. Он уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычайность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки.
3. Основная часть сказки, представляет собой трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. Иногда сказки состоят из двух частей.
4. Исход и концовка – так по – разному фольклористы называют заключительную часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия, но может быть и намеком на то, что сказочнику нужно заплатить за работу и чем следует заплатить: «Сказке конец, а мне меду корец».
Общим для всех видов сказок, за исключением докучных, являются некоторые особенности их художественного мира.
1. Постоянные стилистические формулы – фразы, без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку: «жили- были», «Утро вечера мудренее», «долго ли, коротко» и т. д.
2. Ретардация, формула утроения: трижды кот наказывал петуху не откликаться на зов лисы, и трижды он нарушает наказ; три царства: медное, серебряное и золотое; и т. д.
3. Отсутствие портретных описаний героев, описаний их характера и точных указаний на возраст: «Хозяйка этого двора, баба – вдова, не больно стара». В сказке все молодцы, удалые удальцы. Редко когда сказочник не поскупится на описание чего – либо.
4. Всем сказкам свойственна интонация живого рассказа. Этот эффект достигается использованием различных художественных приемов: введением оборотов, слов, междометий, частым использованием диалогов и т. д.