Получи документы

Консультация для воспитателей «Народная сказка»

Зимина Ирина Алексеевна
Консультация для воспитателей «Народная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы

Народная сказка.

Составила: воспитатель дошкольной группы МКОУ «Ярославская НШ»

Зимина Ирина Алексеевна.

Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.

«Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души» И. Ильин.

Классификация сказок по А. Н. Афанасьеву.

Публикация «Консультация для воспитателей „Народная сказка“» размещена в разделах

1. Сказки о животных.

Сказки о животных считаются самыми древними произведениями сказочного эпоса. Ещё Я. Гримм обратил внимание на анимизм как форму вымысла в сказках о животных.

Анимизм (лат. – душа) - это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку.

Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собой. Видимо, это и способствовало появлению животного эпоса.

Сказке о животных свойственно и такая форма вымысла, как тотемизм.

Тотемизм – обожествление животных, восприятие животного как объекта религиозного почитания.

Исследователи делят сказки о животных на:

• комические

• моралистические.

Среди сказок о животных есть особая группа так называемых кумулятивных (от лат. – собираю, накапливаю) сказок. Кумулятивный принцип их построения – это принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым

Расширением в одних случаях («Звери в яме») и почти дословным повторением в других («Репка», «Теремок», «Колобок»).

2. Волшебные сказки.

Основным признаком волшебной сказки, является наличие чудесного действия

3. Бытовые сказки.

Эти виды сказок не имеют четкого терминологического определения. Героями бытовых сказок являются чиновники, церковнослужители, судьи, наделенные всякими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью и т. д. Им противоречат умные, хитрые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Герои бытовых сказок – это герои – антагонисты. Победителем здесь, как правило, бывает тот, кто стоит на низкой ступени социальной лестницы. Бытовые сказки, по сути, являются социальной сатирой на неправедное судопроизводство, взяточничество и крючкотворчество чиновников.

4. Авантюрные сказки. По природе вымысла и поэтике бытовые сказки близки к авантюрным. Но авантюрные сказки, являясь сатирическими по сути, не достигают социальных обобщений. Здесь высмеиваются не общественные, а общечеловеческие пороки. Эти сказки о строптивы и болтливых женах, неурядливых и ленивых хозяйках, о супружеской измене, дремучей человеческой глупости и т. д. Эти сказки близки к новелле – краткому занимательному рассказу, сюжет которого взят из реальной жизни, но в то же время отличается от нее несоответствием между реальной ситуацией и способом ее разрешения.

5. Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием.

Название сказок введено В. И. Далем, образовано от слова «докучать» - надоедать. Эти сказки могут быть прозаическими («Про белого бычка», «На колу мочало») и поэтическими:

Жили – были два солдата-

Вот и сказочка начата.

Жили – были два павлина-

Вот и сказки половина.

Жили – были два гуся –

Вот сказка вся.

Архитектоника или эстетический план построения сказки имеет общее для всех видов элементы.

1. Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Её цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует в сказке сама по себе: она не связана с содержанием произведения.

2. Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент архитектоники. Он уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычайность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки.

3. Основная часть сказки, представляет собой трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. Иногда сказки состоят из двух частей.

4. Исход и концовка – так по – разному фольклористы называют заключительную часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия, но может быть и намеком на то, что сказочнику нужно заплатить за работу и чем следует заплатить: «Сказке конец, а мне меду корец».

Общим для всех видов сказок, за исключением докучных, являются некоторые особенности их художественного мира.

1. Постоянные стилистические формулы – фразы, без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку: «жили- были», «Утро вечера мудренее», «долго ли, коротко» и т. д.

2. Ретардация, формула утроения: трижды кот наказывал петуху не откликаться на зов лисы, и трижды он нарушает наказ; три царства: медное, серебряное и золотое; и т. д.

3. Отсутствие портретных описаний героев, описаний их характера и точных указаний на возраст: «Хозяйка этого двора, баба – вдова, не больно стара». В сказке все молодцы, удалые удальцы. Редко когда сказочник не поскупится на описание чего – либо.

4. Всем сказкам свойственна интонация живого рассказа. Этот эффект достигается использованием различных художественных приемов: введением оборотов, слов, междометий, частым использованием диалогов и т. д.

Публикации по теме:

Кейс «Русская народная сказка» .Введение. «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет». Это слова.

Консультация для воспитателей и помощников воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка. «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего».

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Консультация для родителей «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни роди-телям. Прежде всего, сказка способна извлечь ребёнка дошкольника.

Консультация для воспитателей «Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом» Консультация для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Методическая разработка для воспитателей «Народная культура и традиции» Организация образовательной деятельности в 1-й младшей группе. Понедельник Совместная деятельность Тема: «Народная культура и традиции».

Русская народная сказка «Курочка Ряба»Русская народная сказка «Курочка Ряба» Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба». Действующие лица: Рассказчик – взрослый, Дед, Баба, Курочка Ряба, курочки, мышка..

Русская народная сказка «Три медведя» ВидеоРусская народная сказка «Три медведя» Видео Детская театральная студия «Радуга» создана в 2016 году под руководством старшего воспитателя Кочневой Надежды Владимировны, в ней занимаются.

Фотоотчет «Русская народная сказка «Репка»Фотоотчет «Русская народная сказка «Репка» учить детей совместному со взрослым пересказу сказки, закрепить правильное произношение звуков «М», «Мь». Различать на слух близкие по звучанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Народная сказка»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 14:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Народная сказка»» (включая файлы) размещена пользователем Зимина Ирина Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД