МААМ-картинки

«Наказание в воспитании детей». Родительское собрание в ДОУ с использованием методов активного обучения

Алла Силяева
«Наказание в воспитании детей». Родительское собрание в ДОУ с использованием методов активного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание.

«Наказание в воспитании детей».

Цели:

1. Обсудить с родителями проблемы наказания ребенка в семье.

2. Оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем воспитания в семье.

Публикация «„Наказание в воспитании детей“, Родительское собрание в ДОУ с использованием методов активного обучения» размещена в разделах

3. Формировать у родителей нормы поведения при наказании ребенка в семье

Ход собрания.

1. Вступительное слово.

Как нам лучше воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Панацеи, одного, единственного рецепта нет, и не может быть.

Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть отцом, или быть матерью – это каждодневный нелегкий труд, без права на отдых, испытывая необходимость, все время учиться, быть родителями : развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Очень часто ребенок становится капризным, нервным, агрессивным, неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания. Уровень тревожности в таком случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор, т. е. о том как нам правильно наказывать детей.

Нужно ли вообще наказывать детей и как? (ответы родителей)

Наказания нужны, только применять их надо умело. Как вы думаете, что испытывает ребенок когда его наказывают? (ответы родителей)

Огорчение, стыд, а порой страх, связанный с наказанием, все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект наказания.

Но как же реагировать на плохие поступки? Только словами? Не окажутся ли слова бессильными? Возможно ли физическое наказание? Ответьте пожалуйста на вопросы (розданы карточки с вопросами)

1. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)

2. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, иногда)

3. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда)

4. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, не всегда, нет)

5. Как вы наказываете своего ребенка? (Своим видом показываете, не разговариваете с ним; ругаете; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; наказываете трудом; не разрешаете гулять, общаться с друзьями; применяете физическую силу)

Что по этому поводу думают дети? (данные предварительного опроса в группе где проводится родительское собрание)

1. Наказывают ли вас дома?

2. Как вас наказывают родители?

3. За что вас наказывают родители?

(Ругают, бьют, ставят в угол)

Уважаемые родители ответьте на вопросы :

Может ли наказание быть средством воспитания?

Нужно ли наказывать физически?

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т. к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет применения наказаний. Кто-то считает, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Кто-то советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без наказаний.

Дети пока вырастают, конечно же и это естественно совершают множество ошибок, иногда грубых, наносящих как материальные, так моральные ущербы окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию часта используют его неумело, неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

Надо поставить перед собой задачу найти формы такого наказания, которое бы не унижала человеческого достоинства ребенка, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибки, а не добиваться послушания любой ценой.

Предлагаю вам разобраться в вопросах наказания детей на примере ситуации.

Ситуация.

Вечером мама забирает девочку из детского сада. (Семья многодетная, с небольшим материальным достатком. Девочка Аня 2-й ребёнок в семье 4, 5 лет.) Аня радостно отпросившись у воспитателя бежит к маме, обнимает, показывает маме рисунок, который сегодня нарисовала. Мама замечает что у девочки сломан замок на курточке, и оторвана кнопка.

- это что такое, Я спрашиваю тебя! Что это такое? Зачем ты сломала?

Дергает девочку за куртку трясет её.

Аня: Сломалось….

Мама: Как сломалось?

Аня: Мы играли на площадке катались, и сломалось….

Девочка начинает хныкать, мама продолжала кричать и дёргать девочку за руку.

Мама: Больше тебе ничего не куплю, ты все ломаешь, рвёшь. Денег нет, будешь голая ходить.

Хлопнув по попе, схватила Аню потащила домой.

Вопросы:

Согласны Вы с мамой?

Правильно ли мама отругала девочку и шлепнула её?

(дискуссия с родителями)

Аргументы против наказаний :

- недопустимы физические наказания :

родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;

• физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;

• рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;

• дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;

• дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;

• дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;

родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и. т. д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей.

Так какими же должны быть наказания?

1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

Хотелось бы разобрать с вами 7 правил известного психотерапевта

В. Леви “Важно помнить” :

(разбор каждого правила с приведением примеров из жизни)

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Итак, мы разобрались с требованиями, которые важны при использовании наказания.

У каждого из нас есть свое мнение по поводу применения наказаний детей. И все-таки воспользуйтесь несколькими рекомендациями, решая такие непростые задачи.

1. Попробуйте какое-то время не говорить с ребенком после совершения проступка.

2. Умейте выбрать место и время для разговора.

3. Не делайте замечания детям в присутствии их товарищей. Оно не окажет в этом случае педагогического воздействия.

4. Выражение недовольства может быть разным, но лучше воспринимается тактичный способ.

- Частой причиной бестактного поведения взрослых бывает их плохое настроение, поэтому контролируйте себя.

- В разговоре старайтесь, чтобы с вашей стороны было меньше категоричных приказов, а больше просьб.

Итак, уважаемые родители, в психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребенка должно быть огорчение родителей, НО, наказание ребенка лишением родительской любви принесет большой вред, если не соблюдать два условия: ребенок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не к нему самому.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, людьми выросли”).

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок в основном после такого наказания, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители даже не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и языком ребенка с ними, родителями, говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Как можно больше требований к человеку и вместе с тем, как можно больше уважения к нему.

Заключительная часть.

В заключение мне бы хотелось сказать, что у нас у всех есть возможность выбора. Но именно от нас, родителей в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить притчей.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже».

Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания? Думаю, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в качестве отношений ребенка к наказывающему. Это глубоко личное, индивидуальное дело родителя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу.

Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

Литература:

1. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой.

2. Л. В. Строганова “Нравственные основы применения наказания к ребенку”.

3. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов “Мудрость воспитания- книга для родителей. ”

4. Д. Лоу Нолт, книга "Революция в обучении"

Памятка для родителей

7 правил В. Леви “Важно помнить” :

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

А в какой атмосфере живет ваш ребенок?

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей средней группы (с использованием активных методов обучения) «Мой дивный край» Тема: «МОЙ ДИВНЫЙ КРАЙ - город УРАЙ» Цель: Закреплять и расширять знания детей о родном городе (улице, памятниках, зданиях и т. д.). Задачи:.

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Родительское собрание «Наказание или поощрение, кнут или пряник?» Наказание или поощрение, кнут или пряник? Цель беседы: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей; посмотреть.

Родительское собрание «Поощрение и наказание» Цель: формировать у родителей осознанное применение в воспитательном процессе методов поощрения и наказания. Задачи: • Уточнить представления.

Родительское собрание «Правовое воспитание детей» Тема:«Правовое воспитание детей» Цель: Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» Родительское собрание с использованием ИКТ на тему : «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» В 2015-2016 учебном.

Родительское собрание «Знакомство с основными задачами воспитания и обучения по программе «Развитие» детей 4–5 лет» Сегодня мы рассмотрим 3 вопроса: 1. Характеристика детей 4 – 5 лет (психолог) 2. «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет по программе.

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей в старшем дошкольном возрасте» Провела: Люленкова Анастасия Андреевна. Вступительное слово: "Здравствуйте уважаемые родители!" "Спасибо, что пришли все". И мамы и папы.

Родительское собрание в группе для детей с ОНР «Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи» Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР «Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи у дошкольников.

Родительское собрание в средней группе в форме игры-путешествия на тему «Воспитание у детей любви к природе» (фотоотчет)Родительское собрание в средней группе в форме игры-путешествия на тему «Воспитание у детей любви к природе» (фотоотчет) Нас в любое время года, Учит мудрая природа. Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит снег нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наказание в воспитании детей». Родительское собрание в ДОУ с использованием методов активного обучения
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 16:35
+80Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наказание в воспитании детей». Родительское собрание в ДОУ с использованием методов активного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Алла Силяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД