Анна Золотухина
Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.
Но как часто мы видим такую картину: многие современные подростки не хотят, а правильнее будет, не умеют слушать классическую музыку, она им не интересна, потому что не понятна. Хотя все они получают образование, в свое время посещали детский сад, почти у всех благополучные семьи. Так почему наши дети не любят классическую музыку? Когда и на каком этапе – мы с Вами - педагоги упустили момент становления музыкально-эстетического сознания и в целом общей духовной культуры ребенка?
Публикация «Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Как показывают многочисленные исследования в области педагогики, психологии – музыкально-эстетическое сознание это часть общей культуры человека и начало формирования музыкально-эстетического сознания относят к раннему младенчеству. Первое влияние на сознание малыша оказывает окружающая среда и общение с взрослым: голос матери, е манера общаться с ребенком, игрушки.
Процесс развития и формирование музыкально -эстетического сознания возможно уже на ступени дошкольного детства. И наша с Вами задача не упустить этот момент и заложить крепкий фундамент для дальнейшего развитие музыкально - эстетического сознания ребенка, а значит и его культуры в целом.
Считаю, проблему воспитания музыкально-эстетического сознания, а значит и культуры ребенка в целом, в настоящее время очень актуальной, ведь эта одна из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием. И из этого следует моя тема самообразования: «Пластическое интонирование как один из методов активного слушания, воспитывающий музыкально-эстетическое сознание дошкольника.
Цель: Воспитание музыкально-эстетического сознания дошкольника, как части общей, духовной культуры.
Задачи:
Образовательная: расширение умений и навыков пластического интонирования музыки; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных);
Развивающая: развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке;
Воспитывающая: совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать её.
Так что же такое пластическое интонирование и каково его влияние на музыкально –эстетическое сознание?
«Пластическое интонирование» это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ.
В своей практике, я уделяю большое внимании методу – «пластического интонирования», и считаю его более приемлемым в условиях детского сада.
Хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом в области дошкольного музыкального образования и предложить Вашему вниманию сборник музыкальных произведений для активного восприятия музыки дошкольниками, с использованием метода пластического интонирования.
Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые я с удовольствием Вам предлагаю.
При использовании музыки из моего сборника осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, музыки, движения и осознания им мира культуры.
Работу с пластическим интонированием лучше всего начинать с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Таким произведением, по моего мнению, является зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том какое оно и что может делать под эту музыку.
Готовясь к музыкальным занятиям, я долго подбираю музыку, слушаю произведения разных композиторов, и одним из открытий для меня стала музыка Клода Дебюсси. Музыка этого композитора потрясающе красивая, образная, эмоциональная, она прекрасно сочетается с другими видами искусства - с поэзией, изобразительным искусством.
Еще одной моей «музыкальной находкой» стала музыка Равеля «Игра воды», для этого произведения я придумала пластическую игру «Рыбки». Из синих целлофановых пакетов, нарезала полоски разной длинны и связала их на резинку, получился рыбий хвост, он надевается на запястье руки. Ладошки ребенка соединяются вместе и под музыку дети изображают плавающих рыбок. Эта игра позволяет ребенку всем телом выразить эмоциональное состояние музыки, двигаться по всему залу самостоятельно или соединяться в целый косяк плавающих рыбок.
Детям нравится тема моря, они внимательно слушают музыку о море, стихи о море, рассматривают картины, но чтобы эмоционально прочувствовать море им нужно тактильно его ощутить, для этого подходит моя пластическая игра «Море».
Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн. Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.
Одним из результатов моего опыта по пластическому интонированию считаю постановку с детьми подготовительной группы балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Начать следует с прочтения сказки «Щелкунчик и мышиный король» А. Гофмана, разобрать характер героев и предложить прослушать отрывки из балета П. И Чайковского «Щелкунчик». Дети с легкостью узнают в музыке сказочных персонажей, фантазируют о происходящих в балете действиях. Распределять роли должны сами дети (под Вашим чутким руководством) опираясь на соответствие характера героя и ребенка.
Предложите детям самостоятельно придумать движения характерные для каждого образа, тем самым процесс обучения будет происходить не навязчиво, не будет заучивания и долгих повторений. Вы лишь акцентируйте внимание на более ярких, точных движениях и выбирали одно. Не ставьте перед собой цель - научить детей танцевать, а помогите детям увидеть и почувствовать музыку, пропустить ее через себя и воспроизвести в своих движениях
Еще одна яркая танцевальная постановка это - «Маугли» ярко демонстрирует работу метода пластического интонирования, дети с легкостью изображают животных, ярко передают их манеру движения, повадки.
Используя мой сборник в музыкально-образовательной деятельности с дошкольникаим результат от пластического интонирования даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания музыки ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.
Данный музыкальный материал может быть использован музыкальными руководителями для организации и проведения образовательной деятельности, для более глубокого и осознанного восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Я выражаю надежду, что каждый из педагогов, кто попробует использовать мой сборник в своей педагогической практике, получит удовольствие, испытает радость и вдохновение в работе с детьми! Помогите ребенку прикоснуться к музыкальному искусству!