Ольга Коновалова
Приобщение к народной культуре «Национальные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
"Национальные традиции". Приобщение к народной культуре.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
Публикация «Приобщение к народной культуре „Национальные традиции“» размещена в разделах
Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным праздникам. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.
Накопленный народом опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру, знания и традиции экологического характера содержатся в источниках материальной и духовной культуры, идеях и традициях народной педагогики.
Экологическое образование дошкольников предусматривает усвоение ими сведений о природе, отражённых в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике.
Проблемами экологического воспитания детей дошкольного возраста занимались Т. М. Бондаренко, А. И. Васильева, С. А. Веретенникова, Н. Ф. Виноградова, В. А. Дрязгунова, Л. И. Егоренков, Я. Н. Золотова, С. Н. Николаева, П. В. Саморукова, Л. П. Молодова и др. Экологические праздники и развлечения, методика их проведения рассмотрена в работах Т. М. Бондаренко, П. Г. Саморуковой, Л. П. Молодовой.
Праздники, обряды и обычаи русского народа как формы проявления душевного склада этноса рассматривались в фундаментальных трудах и работах А. Афанасьева, А. Бурцева, В. Даля, М. Забылина, Н. Костомарова, А. Коринфского, И. Калинского, С. Максимова, И. Снегирева, И. Сахарова, Н. Степанова, А. Терещенко, П. Шейна и многих других ученых-исследователей, этнографов, собирателей, описывавших быт и бытовую культуру, нравы и порядки, праздничное поведение русского народа. Попытка научно объяснить происхождение праздников и обрядов содержалась в работах ученых, представленных так называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня.
Традиции взаимодействия русского и мордовского народа с природой уходят с корнями в глубокое прошлое. Это отмечали в своих работах исследователи М. Е. Евсевьев, Л. С. Кавтаськин, А. Самошин, А. И. Маскаев, Э. Н. Таракина и др. Нравам и обычаям русского народа посвящены труды Н. И. Костомарова, И. М. Снегирева, И. П. Сахарова, А. А. Терещенко.
В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура прочно связана с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и, несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.
У мордвы календарно-обрядовая деятельность являлась одним из важнейших средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре.
Анализ этнографической литературы показывает, что среди большей части мордовского населения соблюдение годовых календарных языческих праздников считалось священным. Календарно-обрядовые праздники мордовского народа определялись солнечным календарем, воплощали в себе цикличность природных явлений: возрождение (весенние ритуалы, связанные с подготовкой к посеву) – расцветание (ожидание урожая) – засыпание (осенне-зимние обряды) природы.
Таким образом, историко–этнографический материал дает основание полагать, что предки мордвы осознавали свою неразрывную связь с природой. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народной педагогики русского и мордовского народа в воспитании культуры общения с природой и его использованием в формировании знаний у детей старшего дошкольного возраста, недостаточной научно–методической разработанностью этой области дошкольной педагогики.
Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.