Приложение МААМ

Национальные игры Осетии для детей дошкольного возраста

Светлана Александровна Толстошеева
Национальные игры Осетии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Моздока РСО - Алания

«Национальные игры Осетии

для детей дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель:

Толстошеева С. А.

Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.

Публикация «Национальные игры Осетии для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра - величайшее чудо из чудес, которое на протяжении всей истории человеческого общества является отражением различных сторон жизни и культуры народов.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. Игра издавна привлекает к себе внимание собирателей фольклора, прогрессивных педагогов, этнографов, искусствоведов.

Народные осетинские игры своими корнями уходят в далекое прошлое. Об этом свидетельствует нартский эпос, (Осетинские нартские сказания. Дзауджикау,1948г.).

В древности народные игры проводились не только ради развлечения, они имели и определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей. В эпосе говорится о необходимости наличия в играх и состязаниях таких физических упражнений, как : стрельба из лука, борьба, метание камня, скачки на коне, лазание по врытому в землю столбу, преодоление естественных препятствий и т. д.

Национальные игры всегда широко использовались как средство физического воспитания молодежи. Характерным для национальных игр Осетии является большая их вариативность. Игры, как правило, были различными у детей, молодежи и взрослых. В зависимости от видов движений, входящих в игры, можно разделить их на следующие группы; со скачками и стрельбой, со стрельбой из лука, с поднятием и переноской тяжестей (камня, человека, с лазанием и прыжками, с метанием, с борьбой на поясах и на лошадях, с сопротивлением, с катанием с гор на санях. Кроме того, отдельно выделяются настольные игры.

Игры также можно разделить и в связи с природными условиями: игры в горной местности и игры на равнинной местности. Так, дети, живущие в горных селениях, проводят чаще всего игры, в которых преобладает физическая нагрузка, требующая силы, выносливости. В содержании их много единоборства. В играх на равнинах преобладают бег, прыжки, метания и др.

В данной подборке описываются наиболее распространенные осетинские игры, которые благоприятно воздействуют на организм детей, развиваю силу, быстроту, ловкость, выносливость, воспитывают такие нравственные качества, как любовь к своему народу, коллективизм, товарищество, настойчивость в достижении цели, гуманность, смелость, находчивость, сообразительность, выдержку.

Игры для детей дошкольного возраста

Основной задачей дошкольных учреждений является воспитание здоровых, бодрых и жизнерадостных детей. В практическом осуществлении этой задачи ведущее место занимает физическое воспитание. В детских садах используются различные средства физического воспитания, однако первостепенное значение имеют детские игры, посредством которых решаются задачи укрепления здоровья, закаливания детского организма и увеличение его работоспособности.

1. «Чепена».

Цель игры: упражнять детей в выполнении различных ОВД; развивать внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, самостоятельность.

Правила игры: действовать по сигналу и руководству водящего. Ценность игры заключается в том, что она сочетается с музыкальным сопровождением.

Содержание игры: все дети могут стоять по кругу или в шеренгу. Считалкой выбирается ведущий чепена. Водящий может свободно располагаться на площадке. Лица детей располагаются так, чтобы они были обращены к водящему. Водящий чепена начинает игру словами, и одновременно делает какое - то движение, играющие произносят свой речитатив и выполняют движения водящего. Так, например:

Водящий чепена произносит: «Гахиз къахй чепена».- Левой ногой, чепена.

Подпрыгивает на левой ноге.

- Гой, гой, чепена.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Пойдем вперед, чепена.

- Гой, гой, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

- Пойдем назад, чепена.

- Гой, гой, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

- Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

- Кругом, кругом, чепена.

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом.

2. Соревнование между мальчишками. Вытолкни плечом (Уахскай къуырын)

Содержание игры. Чертится или кладется круг радиусом полтора метра. Двое игроков становятся в центре круга так, чтобы их плечи касались друг друга. Руки заложены за спину. По команде инструктора дети поднимают левую ногу, сгибая ее в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом за пределы круга. Победителем становится тот, которому удается вытолкнуть соперника.

3. «Водопад и ветер».

Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.

Водящий выбирается с помощью считалки.

Содержание игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него по кругу. Когда водящий объявляет: «Водопад!» - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер!» - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.

4. «Эстафета. Толкание камня» (Дур тулын).

Содержание игры. Дети стоят в 2 колонны и по очереди толкают камень до финишной черты и обратно, передают эстафету и так по очереди пока все не пройдут.

5. Эстафета. «Бег к реке» (Донма дугъ).

Содержание игры. Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Им даются 2 ложки ведущим и на другом конце зала ставится емкость с водой, а рядом с детьми мерный стакан для измерения количества перенесенной жидкости для выяснения победителя.

6. «Волк и ягнята» (Биргът м сныччыта)

Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.

Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.

Оборудование и атрибуты: шапочка волка.

Содержание игры: дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».

І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель

ІІ вариант: выбираются два «волка».

7. «Лягушки» (Хфсыт)

Цель: упражнять в прыжках в длину; воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.

Правила игры: «лягушка» учит прыгать. «Лягушата» должны четко выполнять команды «лягушки». Если ошибается какой-то «лягушонок», то возвращается к «лягушатам» и должен будет поле всех учиться прыгать снова.

Оборудование и атрибуты: мел, шапочка для «лягушки»

Содержание игры: на земле чертится небольшой квадратик – «дом». Вокруг «дома»- четыре «листика» вперемешку с четырьмя «кочками» - пруд. Один - ведущий «лягушка», учит «лягушат» прыгать. Он стоит справа от «пруда», а «лягушата» – слева. Каждый лягушонок становится на квадратик – «дом» и внимательно слушая команды «лягушки и квакушки» прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. «Лягушка» четко и громко командует, один «лягушонок» прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Команда: «Кочка. Листик. Листик. Дом! И т. д. Если «лягушонок» прыгает высоко, и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с «лягушкой», а если ошибается, возвращается к «лягушатам» и должен будет после всех учиться прыгать снова.

8. «Бурые медведи» (Урс рсыт)

Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, в процессе игры развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Правила игры: «медвежата» бегают по площадке («лесной опушке») до тех пор, пока их не поймают «медведи». Выигрывает тот, кто останется последним медвежонком на «лесной опушке».

Оборудование и атрибут: мел, обручи, шапочки на «бурых медведей».

Считалка:

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой месил муку.

Раз ку- ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Содержание игры: выбираем двух «медведей». Остальные игроки становятся «медвежатами». Площадку для игры делят на две части: «лесная опушка» и «медвежья берлога». По команде «бурые медведи» берутся за руки и покидают «берлогу». Их задача: поймать «медвежонка», захватив его в кольцо из рук, и отвести в «берлогу»

ІІ вариант: пойманные медвежата в «берлоге» тоже могут участвовать в ловле «медвежат».

ІІІ вариант: ловить «медвежат» можно при помощи обручей.

9. «Осетинские салки» (рцахсм)

Цель: упражнять в прыжках в длину, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.

Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.

Ведущий выбирается с помощью считалки:

Завтра с неба прилетит

Тетерев кавказский.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь, выходи.

Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

10. «Барсы в пещерах» (Стай лгты)

Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Правила игры: бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»

Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.

Считалка:

У барсихи пять барсят.

Поиграть они хотят.

Черный, белый,

Рыжий, серый.

Полосатый - выходи.

Не упрямься –

И води.

Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите!». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру!», и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.

ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.

Публикации по теме:

Хороводные игры для детей дошкольного возраста Копилка хороводных игр для детей дошкольного возраста. Лепешкина Е. А. музыкальный руководитель МБДОУ №19 "Ивушка": Хороводные игры. Немного.

Игры-драматизации для детей старшего дошкольного возраста Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» старшая группа Цель: Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина.

Игры малой подвижности для детей дошкольного возраста Игры малой подвижности используются как самостоятельная форма работы по физической культуре. Их целью является: постепенный.

Игры для снятия агрессивности у детей дошкольного возраста ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки.

Игры путешествия и игры-сюрпризы для детей дошкольного возраста Сюрприз-это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание и развитие у детей сочувствия и сопереживания в двигательной активности. Задачи: - Вызвать у детей сочувствие к людям с.

Речевые игры для детей дошкольного возраста Речевые игры для детей дошкольного возраста. В последние годы замечено резкое снижение речевого развития у детей. Дети начинают позже говорить.

Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста Герасимова О. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад №80 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Дидактические игры для детей среднего дошкольного.

Экологические игры для детей дошкольного возраста Дидактические игры для дошкольников Экологические игры. 1."Что было бы, если из леса исчезли. " Воспитатель предлагает убрать из леса.

Экологические игры для детей среднего дошкольного возраста Экологические игры для детей среднего дошкольного возраста "Слово на ладошке". Воспитатель (темп медленный): Сейчас я буду называть деревья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Национальные игры Осетии для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 21:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Национальные игры Осетии для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Толстошеева (УИ 163535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД