Елена Дмитриева
Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника»
Автор статьи воспитатель Дмитриева Елена Николаевна
Осознанно-правильное отношение к природе, является стержнем экологической культуры и строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
Публикация «Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы : многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Отношение к природе может быть сформировано у ребенка, в том случае, если его систематически знакомить с миром природы : с явлениями живой и неживой природы; с растениями и животными, показывают их связь со средой обитания, приспособленность к ней, вовлекая детей в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, в наблюдение и экспериментирование.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Основным запасом накопленными ребенком в дошкольном возрасте знаниями, являются образы, воспринятые детьми при наблюдении за объектами и явлениями природы. А знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Поэтому, наблюдение и детское экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Детское экспериментирование тесно связан со всеми видами деятельности, и в первую очередь с наблюдением. Ведь наблюдение является частью любого эксперимента, с его помощью осуществляется восприятие за ходом эксперимента и его результатами. Чем больше, ярче представление ребенка об объекте наблюдения, исследования, тем легче ему дается познавательно-исследовательская деятельность. Поэтому так важно, наблюдение за ее объектами, явлениями, связь с природой. Ведь только наблюдая в природе в естественных условиях, объясняя ребенку связи между разными объектами природы, устанавливая взаимосвязь в природе между ее объектами, формирует в ребенке понимание происходящего в природе. Что закладывает неоспоримое, прочное экологическое сознание ребенка. Ведь именно дошкольный возраст закладывает базу для будущего становления осознанного человека. Ребенок может познать красоту природы, ее важность, ее суть во всем ее многообразии через наблюдение и познавать ее через наглядно представленные взаимосвязи посредством экспериментирования, исследования ее объектов. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей наблюдать, замечать, подмечать в природе, что развивает в ребенке не только наблюдательность, но восприятие. Наблюдение в природе оказывает на ребенка эстетическое и эмоциональное воздействием.
Наблюдение необходимо для формирования у детей представлений о разнообразии- растений и животных, объектов неживой природы, особенностей ее объектов, их свойств, признаков, качеств. Наблюдение способствует формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты, между собой устанавливать связи между отдельными объектами явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение и объяснения воспитателя, позволяют усвоение знаний детей. Но наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания и потому педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (В 3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Наблюдение может происходить с экспериментом так и без эксперимента.
Регулярное экспериментирование позволяет повысить знания детей и что дает возможность развиваться, усложняться и совершенствоваться экспериментаторской деятельности.
В настоящее время метод экспериментирования, занял прочное место
в системе дошкольного образования, как эффективный метод познания окружающего мира, его закономерностей, явлений.
Метода экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Метод экспериментирования влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Поэтому дети любят экспериментировать. Ведь этот метод является наглядно-действенным и наглядно-образным. А в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование также тесно связан с другими видами деятельности. Это:
- Труд. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
- Развитие речи. При формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
-Изобразительная деятельность. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
-Математические представления. Во время проведения опытов возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
-Чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по принципам:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :
опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.
3. По количеству детей:
индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
случайные; запланированные; оставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.
6. По продолжительности:
кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные;
многократные, или циклические.
8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только
подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.
Структура эксперимента.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
Осознание того, что хочешь узнать. Формулирование задачи исследования.
Продумывание методики эксперимента. Выслушивание инструкций и критических замечаний. Прогнозирование результатов.
Выполнение работы. Соблюдение правил безопасности. Наблюдение результатов. Фиксирование результатов. Анализ полученных данных.
Словесный отчет об увиденном. Формулирование выводов.
Список литературы
Дыбина, О. В, Неизведанное рядом / Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 188 с.
Иванова, А. И, Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 235 с.
Иванова, А. И, Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2004.
Лагутенко, О. И, Проведение занятий по теме «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О. И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002. – 4. – С. 20-23
Маневцева, Л. М. Мир природы и ребенок / Маневцева, Л. М, Саморукова П. Г. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000. - 115
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – Москва: Академия, 2002. – 335 с.
Рыжова, Н, Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2001. – 7. – С. 61-71