Татьяна Колесова
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мы — спасатели леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы — спасатели леса
МКДОУ Воздвиженский д/сад «Звёздочка»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
«Мы – спасатели леса»
с использованием ИКТ
Конспект подготовила Колесова Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Публикация «НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Мы — спасатели леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
(В. Сухомлинский.)
План-конспект имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире; ее тяжелые последствия; экология родного края; засоренность среды обитания; чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; теряют плодородие почвы; обедняются флора и фауна.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Возраст детей – 6-7 лет.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.
1. Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).
2. Проявлять интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам.
3. Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
ТЕМА: «Мы – спасатели леса»
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.
Тип: интегрированное.
ЦЕЛЬ: Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое).
ЗАДАЧИ:
ОО Познание:
расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности (работники лесничества, МЧС, представлений об их значимости для жизни людей, животного и растительного мира;
формирование элементарных представлений о месте человека в природном мире, о том, что в природе все взаимосвязано (определить, что может стать причиной лесных пожаров; дать представление о последствиях пожара в лесу);
воспитание умения правильно вести себя в природе.
ОО Коммуникация:
совершенствование диалогической формы речи, умения характеризовать ситуацию; высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;
воспитание умения выразительного чтения.
ОО Социализация:
формирование представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её;
развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
воспитание уважительного отношения к окружающим.
ОО Безопасность:
формирование основ экологической культуры (знакомить детей с профилактикой природных пожаров, учить соблюдать правила пожарной безопасности, правильно вести себя при обнаружении очага лесного пожара);
расширение знаний о работе МЧС, пожарной службы;
воспитание умения соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
ОО Чтение художественной литературы:
привлечение внимания к выразительным средствам, развитие чуткости к поэтическому слову;
совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков;
воспитание слушателя, способного испытывать сострадание к героям произведения.
Методы и приёмы.
Методы наглядного обучения – компьютерная презентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых и т. д.
Словесный – беседа, обсуждение, загадки, художественное слово.
Игровой – игра «Вызовем пожарников», игровое задание «Лабиринт», дидактическая игра «Если бы я был волшебником», игра «Можно - нельзя».
Материалы к занятию:
Слайд 1
Презентация на тему: «Пожар в лесу»
Слайд 2
Цели
Слайд 3
Задачи
Слайд 4
Встал стеною до небес
Перед нами чудо. лес.
Лес
Слайд 5, 6
«Причины лесных пожаров»
Слайд 7, 8
Что делать, если вы заметили признаки лесного пожара
Слайд 9
«Вызовем пожарников».
Слайд 10, 11
«Спасение леса и животных»
Слайд 12
Карта-лабиринт к белочкиному лесу
Слайд 13
«Последствия лесных пожаров»
Слайд 14, 15
Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.
Слайд 16,17
Сохраним родной ЛЕС!
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Игрушечная белка, телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, деревья, растения, насекомые, птицы и т. д., мелодия песни «Милый лес», выставка детских рисунков.
Предварительная работа.
Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.
Формы организации: группа
Ход НОД.
Приветствие гостей в зале.
I. Оргмомент.
Воспитатель : Мы речь сегодня поведём о том,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
Воспитатель : Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это.
А чтоб узнать, что это за чудо, надо отгадать загадку:
Встал стеною до небес
Перед нами чудо. лес.
(Воспитатель показывает слайд «Лес», читает стихотворение В. Степанова «Что такое лес?»).
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Упражнение «Что такое лес?»
Воспитатель : Так что же такое лес?
- лес – зеленый наряд нашей земли.
- лес – дом для птиц и животных.
- лес – это чистый воздух.
- лес – это здоровье для человека.
- лес – красота нашей природы.
Воспитатель : Да, лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.
Воспитатель : И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка - умелочка. Но она очень грустная. Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.
В лесу под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка,
Белочка – умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки,
Но вдруг произошёл пожар в лесу…
Ребята, кто из вас знает, каковы последствия лесных пожаров?
Дети. Не стало деревьев, которые очищают воздух. Животным и птицам негде теперь жить. Люди не смогут пойти на природу, полюбоваться красотой леса, собрать его дары.
I1. Просмотр презентации «Пожар в лесу».
Во время просмотра воспитатель читает стихотворение:
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (В. Шефнер)
Воспитатель : Ребята, а что стало причиной пожара в лесу, в котором жила белочка?
Дети. Волк с лисицей развели огонь и оставили костер без присмотра.
Воспитатель : Это сказочные животные развели огонь. А могут ли настоящий волк и лисица зажечь костер?
Дети. Не могут.
Воспитатель : Если не животные, то кто же может стать виновником лесного пожара?
Дети. Люди могут развести костер.
Воспитатель : (демонстрирует слайд «Причины лесных пожаров»). Верно, люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн). А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Костер можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться.
1-й ребенок. (Люба Х.)Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся большою бедой!
2-й ребенок. (Саша Б.) Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Воспитатель : Ребята, так что же нам делать, ведь в лесу пожар? (ответы детей). Если очаг возгорания небольшой, можно вместе со взрослыми потушить его своими силами: залить водой, засыпать землей или накрыть плотной тканью (например, брезентовой палаткой или влажным одеялом). Если вы не в силах потушить огонь, нужно срочно вызывать спасателей или пожарных по телефону…
Дети. 01!
Воспитатель : Что надо сказать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось).
III. Игра «Вызовем пожарников».
(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок).
Воспитатель : Ну вот, пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарники? (Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей и животных).
Воспитатель : Да, пожарники должны быть именно такими.
Воспитатель : (демонстрирует слайд «Спасение леса»). Тушить горящий лес – это очень сложная и порой опасная задача. Много сил и времени уходит у пожарных на то, чтобы справиться с большими очагами возгорания. Пламя заливают водой, засыпают землей и песком, вокруг горящих участков леса роют канавы, чтобы огонь не перекинулся на соседние деревья. В тушении пожаров задействованы и специалисты, и техника: пожарные машины и вертолеты, трактора и бульдозеры. Много добровольцев оказывают посильную помощь спасателям. Ведь очень важно не только потушить пламя, но и не дать ему разгореться снова. Поэтому огнеборцы проверяют каждое упавшее дерево, каждый обгоревший кустик или пенек – не тлеет ли где-то уголек, от которого огонь может разгореться с новыми силами. И все-таки, пожар в лесу легче предупредить, чем потушить.
Воспитатель : Но ещё они должны хорошо ориентироваться на местности. Сейчас мы с вами будем тренироваться.
- Представьте, что вы пожарники и вам нужно найти путь к «белочкиному» лесу, проложить маршрут на машине. А для этого важно знать, какой бывает лес.
Отгадайте загадки:
1. Любит подберёзовик
Лес какой? (Берёзовый)
2. Любит подосиновик
Лес какой? (Осиновый)
3. Сосны вышли на бугор
Лес такой – сосновый (Бор)
4. Ели словно на подбор,
С красной шапкой мухомор
Спрятался бездельник
В вечнозелёный (Ельник)
5. Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (Дубрава)
Воспитатель : Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).
- Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).
Проводится игра “У медведя во бору”
IV. Игра «Лабиринт».
Воспитатель : А теперь путь к «белочкиному» лесу покажет… (на большой карте путь показывает один ребёнок, остальные дети наблюдают и контролируют).
- Молодцы! С заданием справились!
Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).
- Я хочу сообщить вам радостную весть – «белочкин» лес спасён! Теперь и мы можем отправиться в лес и отнести белочку в дом.
Физкультминутка «Здравствуй лес!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).
Воспитатель с детьми оставляют белочку в лесу, а сами возвращаются в детский сад.
Воспитатель : Я очень рада, что пожарники спасли «белочкин» лес, но одна поляна сгорела.
- Посмотрите, как она выглядит (показ фотосдайда «Лес после пожара»).
- Почему после пожара лес умирает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.
Воспитатель : Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.
V. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).
1 Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
2 Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
3 Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
9. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
10. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.
Воспитатель : Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.
Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).
VI. Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).
• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
• Сажать больше деревьев – можно.
• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
• Ходить только по тропинкам – можно.
• Рвать большие букеты цветов – нельзя.
• Любоваться ими – можно.
• Оставлять мусор в лесу – нельзя.
• Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
• Разжигать костры в лесу – нельзя.
• Беречь лес от пожара – можно.
• В лесу шуметь – нельзя.
• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
• Быть другом животных – можно.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Я думаю, что когда вы придете в лес, беды не случится, ведь вы уже взрослые и знаете правила пожарной безопасности. Но помните: очень важно не только знать эти правила, но и соблюдать их. И тогда природа будет нам благодарна. За нашу заботу лес отплатит нам и чистым воздухом и своими дарами, и своей красотой.
Ребенок рассказывает стихотворение (Надя С.) :
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
Исполняется песня «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной).
Список литературы.
1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн. : «Асар» –1996.
2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство ВАКО –2008.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М. : Издательство: Просвещение – 2006.
4. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду – Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2009 г.
6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2010 г.