ольга петрова
Музыкальное экспериментирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное экспериментирование в ДОУ»
Актуальная проблема современности – это проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Поисковая деятельность, а именно экспериментирование – один из эффективных методов. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее он развивается.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности, в том числе и музыкальной.
Темочки:
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений.
Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни, при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»).
В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется звук?»).
В старшей группе детей подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?», а также, зависимость звучащих предметов от их размера («Птицы и птенчики», причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», и др.).
Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков, частоты звука. В построение образовательного процесса по музыкальному экспериментированию, могут включатся такие разделы «Где живут звуки?» ( темы: «Звуки улицы». «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» ( темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен» и т. п.).
Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:
• Барабаны
• трещетки
• тарелки
• бубен
• треугольник
• кастаньеты и т. д.
В процессе творческой деятельности с детьми можно изготавливать самодельные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. (пластиковые банки с рисом, гречкой, крышки от кастрюль, расчески, целлофан, связки ключей и т. д.)
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок», дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов, подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.
При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партии, озвучивать их.
Таким образом, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка можно организовать без специальной методической или музыкальной подготовки.
Сказка используется в качестве динамических пауз, организационных моментов на занятиях.
Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников.
Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку…
Называется она «Заяц-трусишка»
Сначала я расскажу вам эту сказку а потом будем её озвучивать.
Инструменты: пакет, барабан (коробка, кастаньеты ложки, карандаш, платочек, металлофон.
Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ) (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)
Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ ТКАНЬ) и говорим звук УХ УХ
Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ) или барабану
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца – и скок в воду. (КАСТАНЬЕТЫ) металлофон
Тут заяц остановился и говорит:
А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПАЛЬЦАМИ ПО КОРОБКЕ) (медленно)