Оля Черкасова
Музыкально-дидактические игры и их роль в воспитании и развитии музыкально-творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем возрасте. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой
Как писал Б. М. Теплов: «Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека- не только воображение и чувство, что представляет само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому музыкальное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.»
Публикация «Музыкально-дидактические игры и их роль в воспитании и развитии музыкально-творческих способностей детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время большое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка. Безусловно, что музыка является «волшебным ключом» в формировании личности, эстетики, музыкальности детей.
Но, чтобы глубже узнать о музыке, на занятиях предусмотрены минуты для музыкально-дидактических игр. Что они дают, какое познание в музыке узнает ребенок?
Никому не секрет, что нагрузка у музыкального руководителя большая. Это связано с проведением и подготовкой к разным развлечениям и утренникам. Но, нельзя забывать о том, что ребенок должен как можно больше на занятиях слушать и слышать музыку, уметь различать жанры, темп и тембр, мажор и минор. И, все это дети узнают благодаря музыке, музыкально-дидактическим играм.
Игра- прекрасная форма деятельности, позволяющая расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.
Музыкально-дидактические игры можно проводить как всей группой, так и подгруппами. Практика показывает, что малоактивные, застенчивые дети отказываются включаться в игру, где участвует много детей, но зато охотно принимают участие в играх только для двоих. Таких как «Кто первый?» или «Определи и повтори!»
Ребенок, слушая музыку, может выразить свои эмоции, чувства, т. к. музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Вот поэтому, особое внимание уделяется работе с музыкально-дидактическим материалом на музыкальных занятиях.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. В нашем саду в каждой группе оформлены музыкальные уголки, где воспитатель и музыкальный руководитель имеет возможность заниматься с детьми и использовать музыкально-дидактический материал. Такие игры используют и во время занятий, и в свободное от занятий время, с учетом индивидуальных особенностей детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре.
Приведу немного примеров:
1. Определение характера музыки.
Музыкально-дидактическая игра «Зайки на лужайке» (на одной картинке нарисован зайка, который спит, на другой-танцует).Прослушав мелодию, дети определяют характер музыки и поднимают карточку, соответствующую этой мелодии.
2. Определение жанра музыки.
Детям раздают по три карточки, на которых нарисованы дети, выполняющие движения.
А) девочка поет-жанр песня
Б) мальчик танцует-жанр танец
В) мальчик марширует-жанр марш.
Послушав музыку, ребенок поднимает соответствующую карточку и называет, что он делает и определяет жанр музыки.
Таким образом, музыкально-дидактические игры являются средством обучения и воспитания детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука. Музыкально-дидактические игры можно подразделить на:
-игры с картинками
- игры с игрушками
-игры хороводные
-игры подвижные
Вся работа музыкального руководителя и воспитателя направлена на всестороннее развитие детей, обогащение духовного мира ребенка, расширение кругозора и понимания «языка музыки».
Используемая литература:
1. Г. П. Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников»
(пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Москва. 2012, АРКТИ)
2. Л. Г. Горькова, Л. Г. Обухова, А. С. Петелин, Мозаика детского отдыха, 2004 г,Москва, ВАКО)