Лучший педагог года

Музыкальная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ

Елена Печкурова
Музыкальная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ

«Музыкальная терапия, как средство коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ»

Печкурова Елена Анатольевна, педагог – психолог,

г. о. Тольятти

В последнее время много внимания уделяется эмоциональному развитию дошкольника. И это не случайно. Современный темп жизни настраивает на быстрое, практически молниеносное усвоение, познание, осмысление нового. И почти всегда это происходит в сухой, ненасыщенной переживаниями форме. Не только дети, но и взрослые затрудняются в выборе эмоционального реагирования, отсюда и нарушения эмоционально – волевой, личностной ориентации.

Публикация «Музыкальная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

В дошкольном детстве основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (интонация, мимика, пантомимика и т. п.) являются для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающему.

И именно эмоции важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособится к той или иной ситуации. Помимо этого эмоции влияют и на будущее поведение человека, а это уже говорит о приобретении опыта социального взаимодействия.

Дети с ОВЗ – достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, детям затруднительно «дать обратную связь» взрослому. И в основном – из-за бедноты эмоциональных переживаний, волевых процессов, а они тесно связаны с эмоциями. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.

В нашей работе педагоги часто сталкиваются с недоразвитием или полным отсутствием понятия эмоций детьми. Отсюда и проблемы в обучении. Ведь все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно – эмоциональной сфере личности ребенка. Поэтому основной задачей в обучении и воспитании наших дошколят является знакомство с эмоциональным миром человека, его переживаниями и настроениями, его разнообразии и многогранности.

Первичный опыт познания мира ребенком происходит посредством эмоций. Поэтому педагогический коллектив детского сада большое внимание уделяет развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Таким детям свойственны отсутствие многообразия и дифференцированности в эмоциях, костность, тугоподвижность эмоциональных проявлений, эмоциональная неуравновешенность, состояние аффективного напряжения. И перед педагогами стоит очень важная задача: сделать эти недостатки менее заметными и развить эмоциональную гамму, свойственную обычному человеку. Дети с ОВЗ также должны уметь дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, иметь адекватную самооценку, владеть интенсивностью переживаний. Особую значимость развитие эмоционально-волевой сферы приобретает в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе и комплексной диагностики детей с отклонениями в развитии, которые реализуются в детском саду. Такая работа поможет педагогам, работающим с проблемными детьми не только в плане эмоционально-волевого развития (снятие тревожности, преодоление аутичных состояний и чувства страха, неуверенности в действиях и т. д., но и в плане развития речи, эстетического воспитания, познанию окружающего.

В течение некоторого отрезка времени занятия носили ознакомительный характер. Учитывая детский контингент, а именно диагнозы детей (ЗПР, ТНР) цикл занятий стал коррекционно – развивающим. Впоследствии вводились новые формы и методы проведения игровых занятий, одной из которых стала арт – терапия.

Арт - терапия ориентирована на развитие личности ребенка, сохранение его психологического здоровья, создание психологически безопасной среды, оказание помощи детям с проблемами в развитии, познание себя в процессе творческой деятельности посредством изобразительного искусства.

Она интегрирует в себе:

- изобразительную деятельность,

- сказкотерапию,

- ритмодвигательную терапию,

- куклотерапию,

-познавательную деятельность,

- музыкотерапию.

Почему же арт - терапия? Её преимущества:

• Она адекватна дошкольному возрасту (играя, рисуя, танцуя ребенок учится самовыражаться, вступать в адекватные отношения с окружающим миром,

• Психологически безопасна (принцип «Не навреди!» является ведущим,

• Позволяет учитывать индивидуальные психологические особенности детей,

• Продукт творчества является одновременно диагностикой, коррекцией, развитием.

Впоследствии мы выделили музыкотерапию на первый план.

Во –первых, именно музыка, музыкальное сопровождение помогает в решении коррекционных задач (при нарушении поведения, социализации, личностных переживаниях, тревожности).

Во –вторых именно эта форма более всего воспринималась детьми, выражаясь в их эмоциональном отношении, творчестве.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают : катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность : воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия,

- Реактивной (направленной па достижение катарсиса,

- Регулятивной (способствующей снижению нервно -психического напряжения).

В последнее время динамика роста эмоционально – волевых нарушений наталкивает на необходимость использования в работе нетрадиционных методик, воздействующих на различные анализаторы. Разнообразные методы и формы проведения коррекционных занятий помогают снизить, устранить такие поведенческие нарушения, как ЗПР, ТНР, СДВГ, тревожность, застенчивость, агрессивность и т. п.

С этой целью использование медитативной, релаксационной музыки, специализированных дидактических игр и упражнений помогает педагогам в решении поставленной цели – развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников посредством музыкотерапии.

Нивелирование проблем общего развития дошкольников началось с постановки конкретной цели: формирование и развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством музыкотерапии.

Задачами стали:

1. Использовать в образовательном процессе музыкальную программу, включающую медитативную и классическую музыку.

2. Способствовать преодолению состояний чувства страха, неуверенности с помощью музыкальных игр и интонационно-пластического воплощения образов воображения во внешнюю форму.

3. Развивать эмоционально-волевую сферу в процессе ролевых заданий.

4. Научить дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, необходимые для социального развития.

Динамика роста у детей эмоционально-волевых нарушений еще раз подтверждает необходимость использования в работе нетрадиционных методик, воздействующих на различные анализаторы. Реализация данной работы позволит:

- снять у детей аффективное напряжение;

- обеспечить многообразие и дифференцированность эмоций;

- стабилизировать эмоциональную неуравновешенность;

- добиться интонационной и пластико-мышечной выразительности;

- активизировать развитие детской креативности;

- решить задачи оздоравливающего и тонизирующего воздействия;

- социально адаптировать детей.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Литература

1. Водинская М. Дошкольное образование. Арт-терапия. // Электронный ресурс. https://edu.rin.ru/html/898.html

2. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002. 366 с

3. Крамер А. Музыкотерапия, опыт, метод // Электронный ресурс. musa.lvz.ru.

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 4 марта 2022 в 09:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД