Елена Печкурова
Музыкальная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальная терапия, как средство коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ»
Печкурова Елена Анатольевна, педагог – психолог,
г. о. Тольятти
В последнее время много внимания уделяется эмоциональному развитию дошкольника. И это не случайно. Современный темп жизни настраивает на быстрое, практически молниеносное усвоение, познание, осмысление нового. И почти всегда это происходит в сухой, ненасыщенной переживаниями форме. Не только дети, но и взрослые затрудняются в выборе эмоционального реагирования, отсюда и нарушения эмоционально – волевой, личностной ориентации.
Публикация «Музыкальная терапия как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В дошкольном детстве основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (интонация, мимика, пантомимика и т. п.) являются для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающему.
И именно эмоции важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособится к той или иной ситуации. Помимо этого эмоции влияют и на будущее поведение человека, а это уже говорит о приобретении опыта социального взаимодействия.
Дети с ОВЗ – достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, детям затруднительно «дать обратную связь» взрослому. И в основном – из-за бедноты эмоциональных переживаний, волевых процессов, а они тесно связаны с эмоциями. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.
В нашей работе педагоги часто сталкиваются с недоразвитием или полным отсутствием понятия эмоций детьми. Отсюда и проблемы в обучении. Ведь все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно – эмоциональной сфере личности ребенка. Поэтому основной задачей в обучении и воспитании наших дошколят является знакомство с эмоциональным миром человека, его переживаниями и настроениями, его разнообразии и многогранности.
Первичный опыт познания мира ребенком происходит посредством эмоций. Поэтому педагогический коллектив детского сада большое внимание уделяет развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Таким детям свойственны отсутствие многообразия и дифференцированности в эмоциях, костность, тугоподвижность эмоциональных проявлений, эмоциональная неуравновешенность, состояние аффективного напряжения. И перед педагогами стоит очень важная задача: сделать эти недостатки менее заметными и развить эмоциональную гамму, свойственную обычному человеку. Дети с ОВЗ также должны уметь дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, иметь адекватную самооценку, владеть интенсивностью переживаний. Особую значимость развитие эмоционально-волевой сферы приобретает в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе и комплексной диагностики детей с отклонениями в развитии, которые реализуются в детском саду. Такая работа поможет педагогам, работающим с проблемными детьми не только в плане эмоционально-волевого развития (снятие тревожности, преодоление аутичных состояний и чувства страха, неуверенности в действиях и т. д., но и в плане развития речи, эстетического воспитания, познанию окружающего.
В течение некоторого отрезка времени занятия носили ознакомительный характер. Учитывая детский контингент, а именно диагнозы детей (ЗПР, ТНР) цикл занятий стал коррекционно – развивающим. Впоследствии вводились новые формы и методы проведения игровых занятий, одной из которых стала арт – терапия.
Арт - терапия ориентирована на развитие личности ребенка, сохранение его психологического здоровья, создание психологически безопасной среды, оказание помощи детям с проблемами в развитии, познание себя в процессе творческой деятельности посредством изобразительного искусства.
Она интегрирует в себе:
- изобразительную деятельность,
- сказкотерапию,
- ритмодвигательную терапию,
- куклотерапию,
-познавательную деятельность,
- музыкотерапию.
Почему же арт - терапия? Её преимущества:
• Она адекватна дошкольному возрасту (играя, рисуя, танцуя ребенок учится самовыражаться, вступать в адекватные отношения с окружающим миром,
• Психологически безопасна (принцип «Не навреди!» является ведущим,
• Позволяет учитывать индивидуальные психологические особенности детей,
• Продукт творчества является одновременно диагностикой, коррекцией, развитием.
Впоследствии мы выделили музыкотерапию на первый план.
Во –первых, именно музыка, музыкальное сопровождение помогает в решении коррекционных задач (при нарушении поведения, социализации, личностных переживаниях, тревожности).
Во –вторых именно эта форма более всего воспринималась детьми, выражаясь в их эмоциональном отношении, творчестве.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают : катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность : воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:
- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия,
- Реактивной (направленной па достижение катарсиса,
- Регулятивной (способствующей снижению нервно -психического напряжения).
В последнее время динамика роста эмоционально – волевых нарушений наталкивает на необходимость использования в работе нетрадиционных методик, воздействующих на различные анализаторы. Разнообразные методы и формы проведения коррекционных занятий помогают снизить, устранить такие поведенческие нарушения, как ЗПР, ТНР, СДВГ, тревожность, застенчивость, агрессивность и т. п.
С этой целью использование медитативной, релаксационной музыки, специализированных дидактических игр и упражнений помогает педагогам в решении поставленной цели – развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников посредством музыкотерапии.
Нивелирование проблем общего развития дошкольников началось с постановки конкретной цели: формирование и развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством музыкотерапии.
Задачами стали:
1. Использовать в образовательном процессе музыкальную программу, включающую медитативную и классическую музыку.
2. Способствовать преодолению состояний чувства страха, неуверенности с помощью музыкальных игр и интонационно-пластического воплощения образов воображения во внешнюю форму.
3. Развивать эмоционально-волевую сферу в процессе ролевых заданий.
4. Научить дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, необходимые для социального развития.
Динамика роста у детей эмоционально-волевых нарушений еще раз подтверждает необходимость использования в работе нетрадиционных методик, воздействующих на различные анализаторы. Реализация данной работы позволит:
- снять у детей аффективное напряжение;
- обеспечить многообразие и дифференцированность эмоций;
- стабилизировать эмоциональную неуравновешенность;
- добиться интонационной и пластико-мышечной выразительности;
- активизировать развитие детской креативности;
- решить задачи оздоравливающего и тонизирующего воздействия;
- социально адаптировать детей.
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Литература
1. Водинская М. Дошкольное образование. Арт-терапия. // Электронный ресурс. https://edu.rin.ru/html/898.html
2. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002. 366 с
3. Крамер А. Музыкотерапия, опыт, метод // Электронный ресурс. musa.lvz.ru.