Седова Зоя Агафоновна
Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника
Коллектив ЧДОУ «Детский сад № 198 ОАО «РЖД» на протяжении многих лет, создает и совершенствует современную, приближенную к домашней обстановке, комплексную пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Одним из направлений воспитательно-образовательного процесса детского сада является музейная педагогика, которая выступает помощником инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную, предметно-пространственную среду. Решая задачи, связанные с воспитанием и образованием дошкольников, через осуществление музейно-педагогической деятельности, в условиях музейной среды детского сада, предметная среда пространства играет роль педагога.
Публикация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника» размещена в разделах
К сожалению, в наше, современное время, посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью культурной жизни человечества.
А что делать, если нет временной возможности, по причине огромной занятости родителей воспитанников, пойти в музей….?
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Главный ориентир в организации мини-музеев в учреждении – построение диалогического взаимодействия всех участников воспитательно - образовательных отношений в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка - дошкольника исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В оформлении музейной экспозиций, мы придерживаемся следующих принципов:
-наглядность;
-доступность;
-мобильность;
-динамичность;
-содержательность;
-гуманизм;
-интерактивность.
Формы работы в мини-музее :
-обсуждение тематики выставки (дети, педагоги, родители, совместный подбор материала, совместное придумывание экспозиции, совместное выполнение);
-экскурсии для детей и родителей;
-самостоятельное рассматривание экспонатов;
-работа по пополнению музея экспонатами;
-творческие игры, образовательные путешествия с привлечением родителей воспитанников;
-чтение художественной литературы;
-исследовательская деятельность, экспериментирование;
-музицирование;
-просмотр мини-презентаций.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у ребенка пробуждения творческой активности. Поэтому, мы продумываем обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев (игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и. т. д.).
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Музей приобщает детей и взрослых к культурно – историческому наследию своей страны – средства формирования патриотических чувств и духовно – нравственного развития; к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественно - эстетический вкус.
Наш опыт работы показывает, что метод проекта «Мини-музеи в детском саду» актуален и эффективен. Ребенок подготавливается к взрослой жизни через игру, с помощью музейных средств, приобщая свою семью.
В процессе создания маленького музея, педагоги ДОУ попробовали себя в роли дизайнера, художника, музееведа и историка. В стенах музея, маленькие посетители вместе с педагогом путешествуют по интересному и увлекательному миру, погружаясь в атмосферу необычных экспонатов. Экспонаты музея - «говорящие» предметы, являющиеся помощниками раскрытия сущности абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «реликвия» и т. д.).
Хотелось бы дополнить: в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Такая совместная деятельность - результат общения и совместной творческой работы педагогов, детей и их семей, общим итогом, которого является развитие гармонизации отношений, партнерства и сплочения воспитанников, родителей, и педагогов.
Мини-музеи : «музей кукол», «народные игрушки», «музей коровок», «музей театра», «музей курочки», стал неотъемлемой частью предметно - развивающей среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте, наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретают познавательный интерес к «настоящему» музею.
Библиографический список
1 Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. – 2013 - № 2
2. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики : М Учитель, 2020
3. Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа" : Мозаика-Синтез 2017
4. Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 4-5 лет. Средняя группа" : Мозаика-Синтез 2017
5. Малюшова, Н. Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009 -N11.
6. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2006 - N 4
7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007 - N10