Елена Медведева
Методы музейной педагогики в формировании основ патриотизма дошкольников рамках образовательного проекта по петербурговедению
▼ Скачать + Заказать документы
Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
Воспитание патриотизма и гражданственности у детей на ступени дошкольного образования – основа жизнеспособности любого общества и государства.
Публикация «Методы музейной педагогики в формировании основ патриотизма дошкольников рамках образовательного проекта по петербурговедению» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Целевым ориентиром образования воспитанников в сфере гражданско-патриотического воспитания является формирование основ гражданской зрелости, любви к Родине, уважения ценностей семьи, верности традициям, стремления к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей.
Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых - музейная педагогика.
Используемые методы музейной педагогики в рамках проекта представлены в
презентации и в заметках к слайдам.
Слайд № 6 «Гербарий»
В первый месяц учебного года мы общаемся с детьми как они провели лето. Ребята рассказывают интересные истории, показывают фотографии. В прошлом году мы попросили ребят вместе с родителями собрать гербарий растений и деревьев, которые растут в нашей местности.
Каждый ребёнок, по желанию, рассказал о своей коллекции.
Так в группе появился «Гербарий растений и деревьев Ленинградской области и города Санкт-Петербурга»
Слайд № 7 «Музей под открытым небом. «Летний сад Петра
А первым музеем под открытым небом, который посетили наши воспитанники, стал «Летний сад Петра I»
Это тоже стало некоторым симбиозом между природой родного края и культурой Северной столицы. Ребята увидели самое старое дерево Летнего сада – дуб, посаженный ещё Петром I. Неслучайно в Летнем саду много дубов: Петр любил дубы, ели и лиственницы, ведь эти деревья были нужны при строительстве морского флота.
Слайд № 8 «Летний сад Петра I»
Хотелось бы более подробно остановиться на этом слайде, при посещении Летнего сада родителям и детям было рекомендовано познакомиться с ансамблем скульптур «Круговорот суток»
Лучезарная "Аврора», сияющий "Полдень", сумрачный "Закат", мудрая задумчивая "Ночь», аллегорически изображают не только четыре времени суток, но и ступени жизни человека: «Аврора»-детство, «Полдень»-рассвет жизни человека, «Закат»- старость, «Ночь»- старость, как многие верят, переход в иную жизнь.
Ребята приходили домой и сравнивали членов своей семьи со скульптурами (сёстры, братья, мамы, папы, дедушки, бабушки)
Слайд № 9 проекта «Интереснее пешком. Летний сад»
Продукт недельного мини -проекта «Интереснее пешком. Летний сад» На слайде представлена коллективная работа, детей, родителей и воспитателя (аппликация, рисование, изготовление фотоальбома). Посещая Летний сад, дети познакомились, с таким понятием как барельеф, скульптурная композиция, художественный ансамбль.
Слайд № 10 Интерактивная экскурсия-игра «Ой, вы гости, господа!»
Следующим нашим знакомством стал «Этнографический музей». В игровую экскурсию входило знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнали о правилах гостеприимства в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу. Ребята узнали, что такое «красный угол» в избе и где он должен находиться.
Слайд № 11 «Как жили древние славяне?»
На занятии, посвящённом знакомству «Как жили древние славяне?», мы обобщили сведения, полученные на экскурсии. Дети выполняли совместную работу по лепке, а также индивидуальную аппликацию на тему “Русская деревня”. Хорошим подспорьем для закрепления послужила подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян.
Слайд № 12 одежда русского народа
Тема недели - национальная одежда русского народа. Наши дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также русские деревянные игрушки в виде расписных кукол - матрёшек. Ребята зарисовывали элементы народного костюма. Хочу сказать, что родители, тоже молодцы, сшили нам праздничный костюм- кокошник и платье.
Слайд № 13
На занятиях по художественной деятельности, мы продолжили знакомство с русскими народными промыслами. Здесь представлена и хохлома, и дымково и городецкая роспись.
лайд № 14 Фольклорный праздник «Осенние посиделки»
Закрепление знаний по данным темам вылилось в фольклорный праздник «Осенние посиделки», на котором мы пели народные песни, частушки, играли на традиционных русских инструментах и кушали варенье.
Слайд № 15 «Петропавловская крепость. Обзорная экскурсия по городу»
Идём дальше, следующие наши экскурсии были в Петропавловскую крепость» и «Обзорная» по городу. Ребята прошлись по потайному ходу Петропавловки. Увидели всю панораму, которая видна с бастионов крепости. Сфотографировались и сравнили себя со Святым Ангелом, который когда-то был установлен на шпиле Петропавловского собора. На обзорной экскурсии познакомились с Ансамблем стрелки Васильевского, «Иссакиевским собором», цветными мостами нашего города.
Слайд № 16 «Интереснее пешком… Мосты Петербурга»
Следующая наша неделя была посвящена мостам Петербурга. Наши ребята оказались настоящими архитекторами. Особенно понравился «Поцелуев мост». Некоторые мальчики, сказали, что когда они вырастут и женятся, то обязательно побывают на этом мосту.
Слайд № 17 «Крупская»
Хотелось бы остановиться на этом слайде.
Интересные эмоции и чувства возникли у детей, когда они увидели знакомый мост на обёртке шоколадки «фабрики Н. Крупской». Восторг был неописуемый, на следующей неделе ребята принесли различные фантики от конфет, где был изображён логотип фабрики, но в тоже время и всеми узнаваемый «Банковский мост».
Слайд № 18 «Сказки А. С. Пушкина»
Как мы знаем, А. С. Пушкин жил в нашем городе и написал много знаменитых на весь мир произведений. По сказкам Пушкина ребята нарисовали рисунки и сделали совместную работу «У Лукоморья дуб зелёный…». Ребята ещё раз прониклись духом исторического времени. Мальчики захотели сделать доспехи и оружие русских богатырей. А на занятии по изодеятельности дети ещё раз познакомились с элементами хохломской росписи и нарисовали гусятницу-братину.
Слайд № 19
На примере данной коллективной работы мы ещё раз можем говорить и о воспитании основ визуальной культуры. Дети обращают внимание на памятники истории и культуры, городские здания, декоративные элементы стен.
Коллективная работа по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный…»
В данной работе использовался метод «налепа» пластилина на картон. В качестве сравнения детям показывались барельефы и горельефы на стенах фасада старых зданий Петербурга.
Например: Горельеф «Торжествующая Минерва», с военными трофеями на стене «Летнего дворца Петра I» памятник И. Крылову в «Летнем саду». Так ребята представили себя в роли декоратора /реставратора– человека, который расписывает стены.
Слайд № 18 «Блокада Ленинграда»
27 Января у нашего горда знаменательная дата - День снятия блокады Ленинграда. В этот день наши дети вместе с ребятами группы «Росинка» посетили «Мемориальный комплекс –музей героическим защитникам Ленинграда». Мы почтили память всех тех, кто не дождался светлого дня - возложили гвоздики у памятника героям этой войны и поздравили ветеранов памятными открытками.
Слайд № 19 «Предания полярной ночи»
На дворе стоял февраль, и самое время было познакомиться с уникальной культурой народов Севера. Рассматривая экспозиции и слушая сказки, дети узнали о суровых условиях, в которых приходится жить и трудиться народам крайнего Севера. Так получились прекрасные пособия - «Яранга саамов (лопарей) и «Эскимосская хижина-иглу»».
Слайд № 20 Казанском собор.
В марте приближался самый древнейший и самый важный христианский праздник- Пасха. И мы решили, что первое знакомство с историей праздника, мы начнём с Казанского собора. Прекрасные экскурсоводы воскресной школы познакомили с такими понятиями как: что такое собор, церковь, алтарь, почему люди молятся? С ребятами на занятии по лепке мы решили сделать вот такую белокаменную церковь с часами на башне. Эта работа у нас участвовала в конкурсе рисунка «Пасхальное чудо», который организовывал ювелирный завод «Русские самоцветы».
Слайд № 21 История Пасхи
На этом слайде представлены фотографии с конкурса «Пасхальное чудо» и занятие-презентация «История Пасхи». Ребята играли в пасхальные игры, расписывали яйца (яйцо- крашенка, писанка). Но наши яйца мы решили нарисовать в нетрадиционном стиле- «страффитто».
Слайд № 22 Наш интерактивный «живой» мини-музей
Как продукт нашего проекта, мы создали вместе с детьми и родителями вот такой интерактивный «живой» мини-музей. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Почему «живой»? Потому что здесь каждый предмет не только выступает источником информации, но и источником исследования. Его можно не только потрогать руками, в отличие от экспонатов представленных в наших музеях, но и поиграть. В нашем мини музее представлен и русский быт, и национальная одежда, народное творчество, художественная литература, игры на различную тематику.