Наталия Глушкова
Музейная педагогика — важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Музеи в детском саду
[/h4] Статья: «Можно даже лапти померить!»
h4][/h4] Музейная педагогика - важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.
Публикация «Музейная педагогика — важная составляющая дошкольного образования и воспитания детей,» размещена в разделах
В нашем детском саду №12 «Белочка» музейная педагогика стала частью воспитательного процесса. Реализация данного направления потребовала преобразования предметно-развивающей среды ДОУ и мы решили создать свой «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях. С этой целью в ноябре был проведён смотр-конкурс «Лучший мини-музей в ДОУ».
В процессе его создания педагогам и воспитанникам пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, историков, музееведов, экскурсоводов. Вниманию конкурсной комиссии были представлены следующие мини-музеи : «Железного камня», «В гостях у сказки», «Открыток», «Производство нашего города», «Часов», «Погремушек», «Мяча», «Полезных машин», «Дерева», «Кукол», «Семейных увлечений», «Музыкальных инструментов». Музеи получились разными по оформлению и по содержанию, но все они отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например, в группах старшего возраста появились музеи : «В гостях у сказки», который знакомит детей с фольклором, расширяет кругозор детей, воспитывает любовь к сказке, способствует развитию речи, воображения, фантазии, любознательности, музей «Производство нашего города» расширяет представления детей о заводах, фабриках, комбинатах родного города, а музей «Семейных увлечений» знакомит нас с экспонатами выполненными в технике декупаж, бумагопластика, лоскутное шитьё, бисероплетение. В группах для малышей были организованы мини – музеи «Погремушек», «Кукол», «Железного камня», «Часов». Очень интересным получился мини-музей «Открыток». Члены комиссии побывали в «детстве», рассматривая музейные экземпляры, среди которых: именинные, праздничные открытки, собранные со всего мира.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но зато мини-музеи содержат экспонаты, которые разрешается трогать, рассматривать. С ними можно играть, а при желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Если им разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.
Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема еще на одну ступеньку.
Воспитатель МБДОУ
детский сад №12 «Белочка»
Н. А. Глушкова