Приложение МААМ

Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю

Анна Горшкова
Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы

Великие педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А, Каменский Я. А. поднимали в своих трудах тему патриотического воспитания. Ушинский К. Д., Толстой Л. Н. подчёркивали, что начинать воспитывать патриотов нужно с дошкольного возраста.

Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, Е. И. считают базовым этапом формирования у детей любви к Родине накопление ими социального опыта жизни: о своем селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Публикация «Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю» размещена в разделах

В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М. И. Богомоловой, Н. Ф. Виноградовой,, О. Л. Князевой, М. Новицкой и других.

Исследования воспитания любви к родному городу Н. В. Алёшиной, И. Рыбаловой, основаны на принципах патриотического воспитания.

Современные исследователи отмечают важность краеведческого подхода в формировании социальной компетенции ребёнка.

Решение этой задачи представляется возможным средствами музейной педагогики.

Понятие «музейная педагогика» было впервые сформулировано и введено в начале 20-го века в Германии. Немецкий учёный А. Лихтван первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. В России термин начал употреблялся в 70-е годы прошлого века.

Так что же такое «музейная педагогика» ?. –это область науки, изучающая историю, особенности культурной,образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие с образовательными учреждениями.

А музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением экспонатов.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе, позволяющей грамотно строить работу являются следующие документы: Конституция РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная её истории, как любили и берегли её наши деды и отцы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве в целом.

И музейная педагогика в этом случае является именно тем стержнем, который оказывает существенное влияние на воспитание детей и ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим родного края.

Анализ ситуации в группе показал, что

54 % детей показали отсутствие познавательного интереса к истории родного края

46 % -имеют низкий уровень знаний о посёлке

.

Исходя из этого мной была выдвинута цель дельнейшей работы

Цель: создание условий для освоения первоначальных представлений дошкольников об истории родного края

И в соответствии с целью поставлены следующие задачи :

- Развивать познавательные способности и познавательную деятельность дошкольников

-Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании

-Способствовать формированию совместной деятельности детей и взрослых на материале

музейной педагогики

- Обогащать предметно- развивающую среду через создание мини-музея родного края

На базе отдельно взятой группы детского сада, я попыталась определить и свести в определенную систему содержание, формы и методы ознакомления с родным краем средствами музейной педагогики

Решением проблемы формирования первичных представлений о малой Родине стало создание мини-музея «Шатки- мой край родной»

Включение мини-музея в воспитательно-образовательный процесс дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку в познавательной деятельности понять скрытый смысл вещей. Реализация поставленной цели и задач проходила в

3 этапа: подготовительный, практический и итоговый.

На 1-м этапе была проведена диагностика уровня знаний детей о родном крае, определение темы и названия музея, изучение методической и познавательной литературы, выбор места для размещения мини-музея,

Свою работу я начала с глубокого и всестороннего анализа. В ходе исследования я выяснила, что дети имеют низкий уровень знаний о достопримечательностях и известных людях родного края.

2-й этап работы –практический. Он предполагал решение следующих задач:

создание и открытие мини-музея

сбор экспонатов для музея

определение тем экскурсий

разработка серии конспектов

взаимодействие с социумом

взаимодействие с родителями

составление перспективного плана работы в мини-музее.

Эта работа предполагает взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагога, детей, родителей, объектов социума.

Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;

• Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;

• Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.

• Объекты социума помогают в формировании патриотических чувств

С целью обогащения знаний воспитанников о родном крае было организовано посещение музеев посёлка : детский музей Тани Савичевой, краеведческий музей посёлка

План работы с библиотекой предполагает участие старшей группы ДОУ в мероприятиях, приуроченных к праздникам, а также совместных конкурсах, посещение выставок, знакомящих детей с известными людьми посёлка.

Огромную помощь в сборе экспонатов для музея оказали родители воспитанников. Кроме этого участвовали в создании проектов: «Моя родословная», «Экскурсия по посёлку», выставке экспозиции «Защитники ОТЕЧЕСТВА». Совместно с родителями подготовили экспозицию «Шатки – прошлое и настоящее» .Всё это способствовало формированию совместной деятельности детей и взрослых.

Третий этап – итоговый, главной целью которого является выявление эффективности проведённой работы по формированию у детей любви к малой Родине. Было отрадно видеть, что уровень знаний детей о посёлке, его достопримечательностях, известных людях, заметно вырос, что можно увидеть на диаграмме. Отношение родителей к проблеме формирования любви к родному краю тоже изменилось. В семьях стали чтить народные традиции, обычаи, повысился интерес и уровень знаний о родном посёлке.

Внедрение технологии «музейной педагогики» позволило пополнить предметно-развивающую среду материалом для ознакомления с родным краем.

Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Активизировано сетевое взаимодействие в рамках работы по ознакомлению с родным краем.

Перспектива

Пополнение мини- музея новыми экспонатами и оформление экспозиций, знакомящих с родным посёлком.

Оформление экспозиции «Награды наших прадедов», приуроченная Дню Победы.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краюФормирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Моя Родина… Сколько ассоциаций возникает у взрослого человека, когда он.

Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья Одной из основных задач внедрения ФГОС дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Воспитание любви к родному краю «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Воспитание любви к родному краю через общение с природой МАДОУ «Центр Развития Ребенка - Детский сад №4» ПРОЕКТ «Воспитание любви к родному краю через общение с природой».

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства.

Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитание любви к родному краю у дошкольников В данное время стала актуальной проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 10:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горшкова (УИ 213411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД