Анна Горшкова
Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Великие педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А, Каменский Я. А. поднимали в своих трудах тему патриотического воспитания. Ушинский К. Д., Толстой Л. Н. подчёркивали, что начинать воспитывать патриотов нужно с дошкольного возраста.
Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, Е. И. считают базовым этапом формирования у детей любви к Родине накопление ими социального опыта жизни: о своем селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Публикация «Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М. И. Богомоловой, Н. Ф. Виноградовой,, О. Л. Князевой, М. Новицкой и других.
Исследования воспитания любви к родному городу Н. В. Алёшиной, И. Рыбаловой, основаны на принципах патриотического воспитания.
Современные исследователи отмечают важность краеведческого подхода в формировании социальной компетенции ребёнка.
Решение этой задачи представляется возможным средствами музейной педагогики.
Понятие «музейная педагогика» было впервые сформулировано и введено в начале 20-го века в Германии. Немецкий учёный А. Лихтван первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. В России термин начал употреблялся в 70-е годы прошлого века.
Так что же такое «музейная педагогика» ?. –это область науки, изучающая историю, особенности культурной,образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие с образовательными учреждениями.
А музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением экспонатов.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе, позволяющей грамотно строить работу являются следующие документы: Конституция РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная её истории, как любили и берегли её наши деды и отцы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве в целом.
И музейная педагогика в этом случае является именно тем стержнем, который оказывает существенное влияние на воспитание детей и ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим родного края.
Анализ ситуации в группе показал, что
54 % детей показали отсутствие познавательного интереса к истории родного края
46 % -имеют низкий уровень знаний о посёлке
.
Исходя из этого мной была выдвинута цель дельнейшей работы
Цель: создание условий для освоения первоначальных представлений дошкольников об истории родного края
И в соответствии с целью поставлены следующие задачи :
- Развивать познавательные способности и познавательную деятельность дошкольников
-Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании
-Способствовать формированию совместной деятельности детей и взрослых на материале
музейной педагогики
- Обогащать предметно- развивающую среду через создание мини-музея родного края
На базе отдельно взятой группы детского сада, я попыталась определить и свести в определенную систему содержание, формы и методы ознакомления с родным краем средствами музейной педагогики
Решением проблемы формирования первичных представлений о малой Родине стало создание мини-музея «Шатки- мой край родной»
Включение мини-музея в воспитательно-образовательный процесс дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку в познавательной деятельности понять скрытый смысл вещей. Реализация поставленной цели и задач проходила в
3 этапа: подготовительный, практический и итоговый.
На 1-м этапе была проведена диагностика уровня знаний детей о родном крае, определение темы и названия музея, изучение методической и познавательной литературы, выбор места для размещения мини-музея,
Свою работу я начала с глубокого и всестороннего анализа. В ходе исследования я выяснила, что дети имеют низкий уровень знаний о достопримечательностях и известных людях родного края.
2-й этап работы –практический. Он предполагал решение следующих задач:
создание и открытие мини-музея
сбор экспонатов для музея
определение тем экскурсий
разработка серии конспектов
взаимодействие с социумом
взаимодействие с родителями
составление перспективного плана работы в мини-музее.
Эта работа предполагает взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагога, детей, родителей, объектов социума.
• Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;
• Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;
• Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.
• Объекты социума помогают в формировании патриотических чувств
С целью обогащения знаний воспитанников о родном крае было организовано посещение музеев посёлка : детский музей Тани Савичевой, краеведческий музей посёлка
План работы с библиотекой предполагает участие старшей группы ДОУ в мероприятиях, приуроченных к праздникам, а также совместных конкурсах, посещение выставок, знакомящих детей с известными людьми посёлка.
Огромную помощь в сборе экспонатов для музея оказали родители воспитанников. Кроме этого участвовали в создании проектов: «Моя родословная», «Экскурсия по посёлку», выставке экспозиции «Защитники ОТЕЧЕСТВА». Совместно с родителями подготовили экспозицию «Шатки – прошлое и настоящее» .Всё это способствовало формированию совместной деятельности детей и взрослых.
Третий этап – итоговый, главной целью которого является выявление эффективности проведённой работы по формированию у детей любви к малой Родине. Было отрадно видеть, что уровень знаний детей о посёлке, его достопримечательностях, известных людях, заметно вырос, что можно увидеть на диаграмме. Отношение родителей к проблеме формирования любви к родному краю тоже изменилось. В семьях стали чтить народные традиции, обычаи, повысился интерес и уровень знаний о родном посёлке.
Внедрение технологии «музейной педагогики» позволило пополнить предметно-развивающую среду материалом для ознакомления с родным краем.
Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Активизировано сетевое взаимодействие в рамках работы по ознакомлению с родным краем.
Перспектива
Пополнение мини- музея новыми экспонатами и оформление экспозиций, знакомящих с родным посёлком.
Оформление экспозиции «Награды наших прадедов», приуроченная Дню Победы.