Екатерина Хуснутдинова
«Музей — детям». Проект для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
По доминирующей деятельности: художественно-эстетический.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
По продолжительности: среднесрочный (четыре недели).
Автор проекта :
Хуснутдинова Екатерина Васильевна – воспитатель
Структура проекта :
Публикация «„Музей — детям“, Проект для детей старшей группы» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: Санкт-Петербург – город музеев. Но большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея посещения экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям?
Актуальность:
Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.
Цель:
Становление культуры музейной коммуникации и формирование начального опыта коллекционирования значимых предметов.
Задачи проекта :
Для детей
- формирование у старших дошкольников представления о музее, уточнить знания детей о назначении музеев, их разновидностях;
- развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы;
- развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей;
- развитие связной речи;
- умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- умения вести себя в общественных местах;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов.
Для родителей:
- повысить статус семейного воспитания;
- повысить мотивацию на активное сотрудничество.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
- опрос детей;
- постановка целей и задач проекта;
- подборка наглядного материала, мультимедийной продукции;
- подборка книг с иллюстрациями;
- подбор методической литературы по теме, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- определение тем и содержания экскурсий.
Опрос детей проходил в форме индивидуальной беседы по следующим вопросам:
1. Что такое музей?
2. Для чего он нужен?
3. Какие бывают музеи?
Цель опроса: выявить объем знаний и представлений детей о музее.
Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.
План реализации проекта :
Срок исполнения Мероприятия Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности Ответственные
1неделя Родительское собрание.
Консультации для родителей.
Проведение бесед.
Слайдовая презентация «Виртуальный музей»
Презентация «Что такое коллекция?»
Презентация «Правила поведения в музее».
Презентация собственной коллекции кукол и флаконов для духов А. В. Кругловой.
Презентация собственной коллекции кукол из разных стран Е. А. Сёминой.
Создание викторины с помощью интерактивного конструктора Learningapps.org
Посещение «Этнографического музея», «Военно-Морского музея». Временные выставки.
Альбомы «Этнографический музей», «Военно-Морской музей». Воспитатели.
Родители.
2 неделя Конструирование по замыслу детей из различных конструкторов «Мой Музей».
Консультации для родителей.
Презентация собственной коллекции книг В. Б. Ивановой.
Презентация собственной коллекции снежных шаров из разных стран В. Пыжова.
Мастер-класс по изготовлению снежного шара Н. Г. Пыжова.
Посещение мини-музея «Изба».
Создание викторины «Русская изба» с помощью интерактивного конструктора Learningapps.org
Посещение Ботанического сада. Строительные конструктора.
Временные выставки.
Альбом «Ботанический сад». Воспитатели.
Родители.
3 неделя Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Консультации для родителей.
Презентация собственной коллекции машинок «Хот Виллс» Т. и Максим Синицины.
Презентация собственной коллекции камней и минералов М. В. Турдиева.
Создание упражнения «Народные промыслы», с помощью интерактивного конструктора Learningapps.org
Посещение Зоологического музея.
Посещение звукозаписывающей студии (запись песни). Атрибуты для с/р игры «Музей».
Временные выставки.
Альбом «Зоологический музей». Воспитатели
Родители.
4 неделя Консультации для родителей.
Презентация собственной коллекции свистулек Р. В. Павлова.
Музыкальный досуг «Музей музыкальных инструментов».
Изготовление альбома «Семейные коллекции».
Создание упражнений «Что сначала, что потом?», «Чем работает художник?» с помощью интерактивного конструктора Learningapps.org
Изготовление экспонатов и оснащение музея.
Открытие музея. Экспонаты для мини-музея.
Музыкальные мини-инструменты.
Альбом «Семейные коллекции».
Открытие музея. Воспитатели.
Музыкальный руководитель.
Родители.
Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Область Задачи
Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей, воображение, творчество. Повысить самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Познание. Формировать познавательные потребности и учебную мотивацию. Развивать любознательность. Формирование навыков сортировки. Систематизировать информацию об окружающем мире. Расширять кругозор детей. Воспитывать интерес к своим предкам, соблюдать традиции. Бережно относиться к культурному наследию народов. Приобщить детей к общечеловеческим ценностям. Воспитывать культуру поведения в музее и общественных местах.
Речевое развитие Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря за счёт новых понятий и слов, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания.
Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.
Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.
План осуществления проекта
Методы, использованные педагогами:
Словесные: рассказы, беседы, слушания, обсуждения.
Практические: создание атрибутов для с/р игры, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, презентаций, альбомов, слайдов.
Интерактивные: посещение музеев.
Виды детской деятельности, задействованные в ходе реализации проекта :
Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)
Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)
Двигательная: (подвижные игры)
Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация; рассматривание иллюстраций, картин, экспонатов)
Музыкальная: (прослушивание)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)
Познавательно-исследовательская: (проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Совместная деятельность педагога с детьми Непосредственно-образовательная деятельность Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.
Беседы: «Что такое музей?», «Что такое коллекция», «Непонятные слова», «Правила поведения в музее». Знакомство с профессией экскурсовода.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Я поведу тебя в музей». Стихи про экскурсии детских поэтов (использование интернет-ресурсов).
Рисование: «Что мне больше всего понравилось в музее»
Игровая деятельность: представление собственной коллекции: камешки и лошадки-Саша Б. ; гербарий и фантики от конфет-Миша И. ; игрушки черепашки-нинзя- Валера П. ; спички- Миша С. ; куклы- Даша З. ; монеты- Матвей; динозавры- Даня К.
Сюжетно-ролевая игра: «Музей».
«Археологи».
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Узнай музей по экспонату», «Что перепутал художник», «Четвёртый лишний», «Мемо».
Подвижные игры:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем».
Музыкальные двигательные упражнения:
«Я просто музыкант…». Развитие речи:
Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы
Рисование: «Тарелки Хохлома».
Лепка: Народные росписи «Гжель».
Аппликация: Кактус из Ботанического сада.
Музыкальные занятия: (по плану муз. руководителя) Наглядно-дидактические пособия:
Экспонаты для оснащения музея и временных выставок. Коллекция открыток «Санкт-Петербург», «Музеи Санкт-Петербурга», «Драгоценные камни» и т. д.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Музей».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай музей по экспонату», «Что перепутал художник», «Четвёртый лишний». Мемо.
Игровое оборудование:
Конструктора из разных материалов.
Оборудование для самостоятельного творчества: трафареты, обводки, раскраски.
Книги по теме.
Заключительный этап работы:
Ожидаемый результат:
-оснащение развивающей среды в группе;
- повышение познавательной активности у детей;
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- раскрытие творческих и организаторских способностей.
Рефлексия проекта (выводы) :
После завершения проекта дети приобрели следующие умения:
-У детей стали формироваться представления о музее, многообразии и видах музеев.
- повысился интерес и к музеям родного города.
- дети могут самостоятельно проводить экскурсию по мини-музею для сверстников, выступая в роли экскурсоводов.
- улучшилось художественно-эстетического воспитания детей.
- с использованием семейных коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
- повысилось активное сотрудничество с родителями.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие.
Продукт проекта :
Продукты проекта - мини-музей с экспонатами-моделями из разных музеев – совместная творческая деятельность детей и родителей, альбом «Семейные коллекции».
Список литературы:
В мир прекрасного: художественно-эстетического воспитания в детском саду. [Книга] / авт. С. Г. Маслова. - Санкт-Петербург : "Нестор-История", 2010.
Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом. [Книга] / авт. Тихонова М. В. Смирнова Н. С. - Спб : Детство-пресс, 2004.
Мини-музей в детском саду [Книга] / авт. Н. А Рыжова. - Москва : "Линка-пресс", 2008.
Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" Мы входим в мир прекрасного. [Книга] / авт. Вербенец А. М Столяров Б. А., Зуева А. В., Зудина М. А., Коршунова О. А. - Санкт-Петербург : [б. н. ], 2008. - Т. Второе издание.
Образовательная область "Познавательное развитие" (Методический комплект программы детство) [Книга] / авт. .Михайлова З. А Полякова М. Н. ,Березина Т. А., Никонова Н. О. - Москва : ООО "Детство пресс", 2016.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" Методитечкий комплект программы детство. [Книга] / авт. Бабаева Т. И. Березина Т. А., Гусарова Т. Г., Деркунская В. А., Римашевская Л. С, А. А. Крулехт, М. В. Крулехт, В. А. Новицкая. - Москва : ООО "Детство-пресс", 2017.
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. [Книга] / авт. И. А. Бойчук. - Москва : ООО Детство-пресс, 2013.
Санкт-Петербург: Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей" [Книга] / авт. А. Д. Рапопорт. - Спб : "Фордевинд, 2011.
Секреты музейной педагогики. Дошкольное воспитание [Книга] / авт. М. Трунова. - Москва : Детство-пресс, 2006.
Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов [Книга] / авт. О. В. Дыбина. - Москва : ТЦ Сфера, 2004.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm
2. https://www.culture.ru/museums/virtual/
3. festival.1september.ru/articles/630573/
4. www.rusmuseum.ru ›
5. https://kidsclever/ru/content/zagadki-pro-muzey
6. https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei
7. https://ped-kopilka