Татьяна Кочетова
Проект «Юные экологи» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
Краткая аннотация:
Публикация «Проект „Юные экологи“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Он осуществляется через весь педагогический процесс: на занятиях, прогулках, трудовой и совместной деятельности, работу с родителями. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта. Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями.
Актуальность и значимость:
Каждый год в нашей жизни что- то меняется. Меняются и города. Но не всегда в лучшую сторону. Магазины и магазинчики, кафе и рестораны, офисы и торговые центры вытесняют природу, а мы не можем представить, как можно жить без компьютера, машины, бытовой техники. А что же будет через пятьсот лет? Посадят дерево и будут ходить на экскурсию, чтобы подышать настоящим свежим воздухом. Какими же будут города в будущем?
Разные есть города. Есть города красавцы, города чистюли. Жить там здорово! А есть такие города, где людям живется плохо: в их городе много экологических проблем. И если не решать эти проблемы, то город будущего будет городом в дыму! Город в дыму похож на вулкан, он извергает весь дым и пыль на себя. Над городом висит густой дым, от которого слезятся глаза, щиплет нос и першит горло. Дым закрывает солнце. А как же будут расти растения?
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеют деревья. Они дают нам необходимую древесину. Украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к природе. Углубить их знания о значении природы в жизни людей. Разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь и заботиться об окружающем мире природы не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Анализ ситуации:
Из бесед с детьми мы поняли, дети мало знают об ухудшение состояния воды, воздуха, земли, которое последовало в результате потребительского отношения человека к природе и угрожает здоровью и жизни людей в настоящем и будущем. У детей наблюдается низкий уровень экологических знаний и понимания того, что природу нужно оберегать каждому человеку на планете.
Постановка проблемы:
Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте попробуем стать защитниками нашей природы.
Цель: формировать у детей понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Задачи:
- формирование у дошкольников осознанного отношения к природе.
- освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
- формирование представлений о своем организме и здоровом образе жизни.
- ознакомление детей с экологическими проблемами в городе.
- развитие понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- развитие потребности заботится об окружающей живой природе.
- развитие воображения, фантазии, речи, мышления, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- формирование таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы.
- воспитание положительного отношения к окружающему миру, к живой и неживой природе.
- ознакомление с законами природы, формирование ответственности за совершение разнообразных действий в окружающей среде.
Участники проекта : Педагоги, дети, родители.
Сроки реализации проекта : сентябрь – ноябрь.
Этапы реализации проекта : Работа состояла из четырёх этапов.
1. Подготовительный:
- обдумывание идеи проекта.
- изучение методической литературы для реализации проекта : журналы, статьи, рефераты и т. п.
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Организационный:
- составление перспективного плана работы по теме (Приложение № 1).
- определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
- разработка и накопление методических материалов: разработка конспектов занятий, сценарии развлечений и итогового мероприятия,
создание презентации…
- подбор наглядно-дидактического материала.
- сбор художественных произведений.
- создание необходимых условий в группе
3. Основной (практический) :
- реализация комплекса мероприятий: совместная деятельность педагога и детей, совместная деятельность в режимных моментах и
самостоятельная деятельность детей.
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников.
- работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование).
4. Заключительный:
- выставка рисунков «Мой любимый город».
- разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».
- подведение итогов реализации проекта.
Управление и обеспечение проекта :
Реализация проекта предполагает наличие условий:
1. организационно-педагогические:
- создание условий, для использования проектной деятельности по формированию экологической культуры у старших дошкольников
- предметно - пространственная среда отвечает требованиям ФГОС ДО.
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, папки, фотоальбомы, видеофильмы.
- библиотека книг с экологическим содержанием.
2. материально-технические: наличие технических средств обучения (ноутбук, проектор и т. д.).
3. социально-культурные: тесное взаимодействие с родительской общественностью и социально-значимыми организациями города (музей, лесничество, МУП «Водоканал», МБУ ДО ЦРТДЮ).
Оценка результатов проекта :
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы. В ходе реализации проекта были достигнуты у детей следующие результаты:
- сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней.
- научились самостоятельно анализировать и делать выводы.
- сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому.
- возросла умственная и речевая активность.
- сформировался эстетический вкус.
- знания и впечатления использовали на практике и изодеятельности.
Критерии и показатели эффективности проекта :
Система работы по экологическому воспитанию пополнила багаж знаний и представлений детей о взаимосвязи живой природы и человека. Только их непосредственное участие, активность, заинтересованность темой проекта дали возможность применить полученные знания на практике уже сейчас. Педагогам отрадно наблюдать, что в душе их воспитанников не осталось места равнодушию и жестокости.
Описание достигнутых образовательных результатов:
Дети мечтают жить в зеленом городе, где много деревьев и цветов, улицы просторные и широкие, чисто вокруг. Вокруг города растет лес, куда вечером или в выходной можно выходить гулять с родителями. Транспорт тоже будет зеленый, он не будет выбрасывать вредный газ, и ездить будет бесшумно.
Вот в таком городе дети хотят жить. Для этого каждому надо быть аккуратным на улице, беречь природу, а еще лучше каждому посадить по одному дереву! Вот тогда будет приятный воздух вокруг! Ребятам нашей группы нарисовали, в каком городе хотят жить. Все ребята выбирали зеленый город, а в задымленном городе никто жить не захотел.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о природе, которая находится рядом с нами. Научил видеть, что она нуждаются в заботе и охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такой "благодатный период", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст «дружные всходы».
Я очень надеюсь, что проведенная работа способствовала укреплению чувства любви к родному городу, природе, и формированию бережного отношения к ним.
Результат проекта и способы презентации полученного продукта:
1. Выступление на педсовете МБДОУ д\с № 19
2. Районный конкурс экологических проектов для педагогов ДОУ «Путешествие в мир природы».
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
3. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
4. Дыбина О. В, Рахманова Н. П, Щетинина В. В. «Неизведанное рядом».
5. Аджи Алла Викторовна «Открытые мероприятия для детей старшей группы».
6. С. Н. Николаева «Юный эколог»
7. Н. А. Рыжова «Наш дом - природа».
Приложение № 1
Перспективный план работы на тему «Юные экологи» для детей старшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы). Взаимодействие с родителями.
Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность в режимных моментах
1. НОД «Чистый воздух и вода - богатство страны». Задачи: Дать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода, свет для всего живого на земле. Развивать умение детей видеть положительные и негативные факторы воздействия человека на окружающий мир. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, делать обобщение. Активизировать словарь детей по теме (воздух, вода, свет, кислород, родник, углекислый газ). Развивать мышление детей, способность к анализу, сравнению и обобщению представлений об окружающем мире. Воспитывать осознанное отношение к правилам поведения в природе.
2. Экскурсии к реке Оке,
в парк Дальняя Круча.
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за деревьями и рекой. Найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
3. Экскурсия к очистным сооружениям. Беседа с работниками очистных сооружений.
Цель. Познакомить детей с работой очистительной станции.
4. Экскурсия в лесничество. Беседа с лесником.
Цель. Познакомить детей с работой лесника. Закрепить знания о деревьях и их охране.
5. Экскурсия в библиотеку МБУ ДО ЦРТДЮ тема: «Как человек охраняет природу». Цель: закрепить знания об охране природы.
6. Беседа о спортивных сооружениях нашего города.
Цель: уточнять представления детей о спортивных сооружениях нашего города; показать их общественную значимость.
Воспитывать у детей интерес к спортивной жизни родного города.
7. Организация просмотров тематических мультфильмов:
“Мальчик и Земля”, “Это совсем не про это”, “Клад”, “Паровозик из Ромашково”, “Сказка о белой льдинке”, “Сказка старого дуба”.
8. Презентация с использованием ИКТ «Дом в котором мы живём». Цель: обобщить знания детей о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
9. Развлечение «Что люблю то берегу». Цель. Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в праздничном развлечении.
Задачи: способствовать формированию представлений о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить, закрепить правила поведения в природе.
Стимулировать интерес к двигательной активности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
1. Беседы в утренние отрезки времени
а\ «Наш дом-природа». Цель: закреплять представ-
ление о человеке как о части живой природы,
(выходя за порог обычного дома, мы оказываемся
в другом доме – на природе).
б\ «Что такое окружающая среда». Цель: помочь
детям понять, что такое окружающая среда.
в\ «Профессия эколог». Цель: познакомить детей с
профессией эколога. (5 июня - всем. день эколога).
г\ «Что было бы, если из-под крана текла грязная
вода?». Цель: развивать воображение, фантазию.
д\ «Как мы используем воду?». Цель: закрепить
знания детей, для каких целей мы используем
воду и правила пользования водой, об охране
водных ресурсов.
е\ «Откуда берётся мусор?». Цель: закрепить знания о бытовом, промышленном мусоре и его ликвидации
(захоронение, сжигание, переработка).
ж\ «Откуда в наших домах тепло и свет».
Цель: закрепить знания о тепле и свете и правила
экономии электричества и тепла.
з\ «Транспорт и их выхлопные газы».
Цель: закрепить знания о транспорте, их выхлоп –
ных газах и как улучшить обстановку в городе
(транспорт без выхлопных газов, электромобили,
экологическое топливо, озеленение города).
и\ «Окружающая среда и наше здоровье».
Цель: закрепить знания о здоровом и правильном
питании, о спорте, о сне и отдыхе, об эмоциональ –
ном благополучии (улыбка, вместо обиды и гнева).
2. Рассматривание глобуса, карты. Цель: закрепить представления, что наша планета Земля больше, чем наполовину, состоит из воды
3. Опыты:
С водой:
а\ Способность воды отражать предметы.
б\ Капитошка в гостях у ребят.
в\ Окрашивание воды.
г\ Очистим воду. (Каждый ребенок пропускает в загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой)
С воздухом:
а\ Воздух и его свойства.
б\ Воздух вокруг нас.
в\ Может ли растение дышать?.
г\ Есть ли у растения органы дыхания?
д\ Воздух нужен для жизни.
е\ Есть ли в воде воздух?
ж\ Есть ли в земле воздух?
Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
4. Рассказывание детьми сказок, рассказов составленных дома с родителями о воде, воздухе, деревьях. Цель: составлять рассказы по теме, авторские сказки.
5. Задание «Опишите какой-нибудь запомнившийся вам дождь» (описательный рассказ). Цель: развивать речь детей.
6. Игры:
Дидактические:
а\ Слов. игра «Закончи предложение» (вода нам
нужна, чтобы, чистый город-это)
б\ Слов. игры «Что вредно и полезно для
природы (воды?», «Опасно — не опасно»
в\ Дид. игра «Сортируем мусор». Цель: закрепить
знания о сортировке мусора при выбрасывании
(пластик, бумага, стекло, метал, опасные отходы,
ненужные вещи)
Подвижные:
а\ “Ходят капельки по кругу”
б\“Земля, вода, огонь, воздух”
в\ “Ручеек”
г\ “Воздух, земля, вода” (игра с мячом)
7. Чтение книг:
а\ М. Шкурина «Сказка о дождике».
б\ А. Лопатина «Мудрость дерева».
в\ А. Лопатина «Жизнь дерева».
г\ А. Барто «Зарядка»
д\ стихи Н. Л. Степанова «Спорт больше, чем
увлечение…»
е\ стихи о здоровье: Е. Л. Мохова «Здоровье собою
что представляет?»,
ж\ С. В. Сихварт «О здоровье»
з\ пословицы и поговорки про спорт и ЗОЖ,. о воде,
о чистоте города
8. Графические задания: «Что перепутал художник?», «Четвёртый лишний», «Помоги лыжникам найти свою лыжню».
9. Труд в группе «Чистота- залог здоровья».
10. Прогулка:
а\ труд на участке д\сада.
б\ спортивные, подвижные игры.
в\ рисунки на асфальте и работа с бросовым
материалом (24 октября – Российский день без
бумаги).
11. Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу». Цель: Познакомить с информационной ролью стенгазеты, учить создавать стенгазеты на тему бережного отношения к природе.
1. Центр познания.
Папки «Вода», «Вода в доме», «Воздух», «Электри чество», «Дети и спорт», «Транспорт», «Город Павлово», «Берегите природу».
2. Центр искусства.
а\ Иллюстрации
деревьев, транспорта.
б\ Раскраски «Деревья»,
«Транспорт», «Спорт».
в\ Раскрашивание
картинок на тему
«Охрана природы»
г\ Трафареты для
рисования с
изображением контура
людей, занимающихся
разными видами
спортом, транспорта,
деревьев.
д\ Схемы рисования деревьев.
3. Центр литературы.
Энциклопедия «Планета Земля».
4. Центр физкультуры и здоровья.
Физкультурное оборудование применяемые спортсменами для тренировок: ходунки, шаробросы, кольцебросы, моталочки, дорожки, косички, верёвочки, мешочки, схемы последования упражнений,
разнообразные дартцы,
5. Прогулка:
выносной материал для самостоятельных спортивных, подвижных игры.
1. Красочные просветительские буклеты.
Цель: познакомить родителей с целями и задачами нашего проекта…
2. Информация на родительском стенде
«Спорт в жизни детей», «В здоровом теле, здоровый дух».
3. Консультации:
а\ «Природа как
воспитатель».
б\ «Учите детей
любить природу».
4. Опыт семей «Мы со спортом дружим», «Мама, папа и я – спортив -ная семья», «Моя семья и спорт»
5. Инд. консультации
«Здоровый образ жизни дошкольни- ка», «Роль двигатель ной активности в физическом развитии и здоровье детей».
6. Домашнее задание.
а\ Совместно с
родителями
составить сказки,
рассказы о воде,
воздухе, деревьях.
б\ Просмотр
мультфильмов
по данной теме
в\ Прогулки по
любимым местам
нашего города.
г\ сбор информации,
экспонатов для
создания экологической стенгазеты.