Ермакова Александра Сергеевна
Мотивация детей к деятельности в условиях проекта. Постановка вопросов
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Зам. зав. по ВиМР Ермакова А. С.
Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие. Но ведь события бывают разного масштаба (для ребенка, семьи, детского сада, города или вообще международного масштаба).
Но событие-это не единственный источник темы. В качестве других темообразующих факторов могут выступать: заинтересованность детей объектом или явлением; вопросы детей; изменения в природе или ближайшем окружении и т. п.
Публикация «Мотивация детей к деятельности в условиях проекта, Постановка вопросов» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый? В своих исследованиях, Доронова Т. Н. и Якобсон С. Г. выделяют 3 вида мотивации :
1тип-исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам. Это игровая мотивация.
2 тип- мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, убираться в группе).
3 тип -мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самому ребенку- поделка для игры, подарок маме).Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, просьба или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
Предпосылки к определению темы проекта :
1. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.)
2. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)
3. Что-то внести (предмет, вещь.)
4. Что-то убрать…
5. Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране)
6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
7. Кто-то пришел.
8. Внести героя.
Предварительно определившись с темой, важно представить тему детям, а еще лучше сформулировать совместно в эмоционально-образной форме. Продуктивнее, если в теме уже определен характер деятельности ( Пример: «Каравай выпекаем- гостей угощаем», Если мы в поход пойдем- много нового найдем»)
Составляющей любого проекта является наличие определенной группы вопросов.
Вопросы, направляющие проект по намеченной траектории:
1. Основопологающий
2. Проблемные
3 Учебные
Вопросы разных типов поощряют поиск ответов в необходимом направлении, побуждают задавать свои собственные вопросы.
Основополагающий вопрос- Большая идея!
Основополагающий вопрос-это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, философский, не имеющий определенного ответа.
На него можно с равным успехом отвечать с позиции разных предметных областей.
Такой вопрос возбуждает любопытство, заставляет задуматься; он не имеет однозначного ответа.
Пример: Почему нам нужны другие люди?
Проблемный вопрос- так же не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса. Обеспечивает исследование одной части основополагающего вопроса.
Решение проблемных вопросов возможно через экспериментирование, познавательно-исследовательскую деятельность.
Учебные вопросы. Они основываются на фактах. Учебные вопросы требуют четких ответов. Они не требуют доказательств.