Татьяна Панченко
Обобщение педагогического опыта «Моя система работы по здоровьесбережению дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это- основное условие и залог полноценной счастливой жизни. Здоровье помогает нам успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Моя система работы по здоровьесбережению дошкольников“» размещена в разделах
В своем выступлении хочу рассказать об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста в ДОУ, начну со слов Василия Александровича Сухомлинского:
Забота о здоровье-это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Но рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни.
Актуальность.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Чем раньше у ребенка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся :
Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая и дыхательная гимнастика.
Систематическое использование этих технологий помогли мне:
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста
Ежедневное использование пальчиковой гимнастики в режимных моментах способствует овладению навыкам мелкой моторики, развивает речь, повышает работоспособность головного мозга, развивает психические способности: внимание, память, воображение, а также снимает тревожность.
На занятиях по физической культуре (на прогулке, в зале) направлены на развитие физических способностей детей.
В своей работе с детьми обязательно использую и дыхательную гимнастику, которая положительно влияет на обменные процессы, улучшает дренажную функцию бронхов, способствует восстановлению нормального кровообращения, повышает общую сопротивляемость организма. Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
Использование релаксации на занятиях позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.
Нельзя обойтись и без коррекционной гимнастики. Каждый день провожу гимнастику пробуждения после сна и хождение по дорожкам, как профилактика плоскостопия у детей.
Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии, в свободное время и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима).
Зрительная гимнастика для глаз (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости). Эта технология улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, улучшает способность глаза к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.
Динамические паузы очень нужны детям при смене деятельности или внутри занятия. Эта технология включает в себя элементы гимнастики глаз, дыхательной гимнастики в зависимости от вида деятельности.
Технологии обучения ЗОЖ включают в себя кроме физкультурных, о которых я говорила выше, еще и проблемно-игровые и коммуникативные игры, которые помогают закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Использование в своей работе коррекционных технологий, таких как:
1) Музыкотерапия (для снятия напряжения,утомления, повышения эмоционального настроя и пр.)
2)Сказкотерапия
3)Пескотерапия
4)Улыбкотерапия
5)Су – Джок терапия
Позволили детям снять напряжение, утомление, повысить общий эмоциональный тонус детей.
Начиная с утреннего приема, встречая детей, я стараюсь ободрить их ласковым словом т. к. расставание с мамой проходит не для всех безболезненно. При этом применяю индивидуальный подход, здесь использую улыбкотерапию и тактильную терапию. Ведь положительные эмоции, смех, радость, интерес благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье.
Также позволяет снять напряжение и воздействовать на определенные точки, которые отвечают за внутренние органы – это Су-Джок терапия. Дети с большим удовольствием делают самомассаж.
Сказкотерапия, я считаю, является наиболее эффективной технологией. Именно сказка позволяет детям познать окружающий мир, сказкотрепия оказывает положительное воздействие на организм ребенка. Дети с большим интересом следят за событиями в сказке, а многие из них даже стараются придумать другой конец сказки или сочинить свою.
Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих. В результате использования таких здоровьесберегающих технологий дети стали более здоровыми, и физически и эмоционально. Они с удовольствием посещают детский сад.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Спасибо за внимание.