Юлия Калинина
«Моя семья в летописи великой отечественной войны» (Сценарии непосредственно образовательной деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы
«МОЯ СЕМЬЯ В ЛЕТОПИСИ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
(Сценарии непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию
с использованием ИКТ для
детей старшего дошкольного возраста)
Калинина Юлия Александровна
Канева Анастасия Васильевна
г. Березники Пермский край
2012 г.
Публикация «„Моя семья в летописи великой отечественной войны“ (Сценарии непосредственно образовательной деятельности)» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: совершенствование воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГТ по образовательной области «Социализация», через формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Программное содержание:
Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать; слушать песни; выражать свои впечатления.
Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.
Демонстрационный материал:
Мультимедийный проектор, презентация «Моя семья в летописи ВОВ».
Аудиозапись песни В. Лебедева-Кумача «Священная война», Тухманова Д. «День Победы».
Оборудование:
Украшения для оформления зала: шары, плакаты посвящённые ВОВ.
Для эстафет: 2 противогаза, 2 руля, мешочки набитые кубиками, кегли, корзины, 4 ёмкости с кубиками и мячами, бинты, 2 стула, 2конверта, дуги, гимнастические палки, обручи, гранаты – муляжи.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
В: 9 мая 2012 года в 67-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…
Включаем песню В. Лебедева – Кумача «Священная война»
Песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»
Воспитатель читает стихотворение В. Губарец «Вставай народ!»
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр и Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.
Мы о такой Победе и мечтали,
Стараясь заглянуть за край войны.
Но дымом заволакивало дали
И только прибавляло седины.
В. Губарец
В: Отправились наши мальчики в бой, воевать за свою Родину, Россию!
Эстафета № 1 Преодоление участка заражения.
Военным боевых действий необходимо надеть противогазы и пробежать в противогазах опасный участок, зараженный ядовитыми газами. Пробежать со всей скоростью до конуса, обогнуть конус, и бежать к своей команде, передав противогаз.
В: Ну что приготовились? И так Россия давай!
Эстафета № 2 «Подвези боеприпасы».
Игрок каждой команды, держа в руках руль, и зажатым между ног мешочек, змейкой пропрыгивает на двух ногах между кеглями, допрыгивает к корзине, кладет боеприпасы в корзину и обратно едет по прямой к своей команде, передает руль следующему участнику.
Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
Конкурс капитанов «Разбери боеприпасы».
Капитанам завязывают глаза и подводят к тазам с кубиками и мячами. Нужно рассортировать предметы, сложив кубики в одну коробку, а мячи - в другую. Побеждает участник, быстрее справившийся с заданием.
В: Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню или станцевать.
В: Но недолгими бывают передышки. Опять рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать, отправить в медсанчасть.
В: Сейчас мы с вами проведем игру – аттракцион, и посмотрим самую отважную, умелую медсестру.
В: приглашаем двух девочек.
Участницам дается размотанный бинт, его нужно скрутить. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.
Эстафета № 3 «Доставь донесение в штаб».
Перед каждой командой в конце дистанции стоит стул, на котором лежит конверт. Дети поочерё дно преодолевают полосу препятствий: проползают по-пластунски под дугами, перепрыгивают на двух ногах через гимнастические палки, пролезают в обруч, обегают вокруг стула, возвращаются к месту старта и встают в конец колонны. Последний участник, добежав до стула, берёт конверт и поднимает его вверх. Выигрывает команда, быстрее преодолевшая полосу препятствий.
В: Молодцы.
В: А теперь послушаем Милену, она нам прочитает стихотворение М. Плясковкского «Красоту, что нам дарит природа»
Милена рассказывает стихотворение
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остались в живых,
Майский день 45 года
Сохранили для внуков своих.
М. Пляцковский
В: Спасибо.
Воспитатель читает стихотворение.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать – одна у него и родина»
/К. Д. Ушинский/.
Воспитатель рассказывает:
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Наша страна – Россия, наша Родина – большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В каком бы уголке её ты ни родился, ты имеешь право с гордостью сказать – это моя Родина. Наша Россия очень богатая страна. Она богата широкими красивыми реками: Волга, Дон, Енисей, Урал, Нева, Кама. Красивыми, маленькими и большими, шумными и тихими, старыми и новыми городами: Москва, Санкт – Петербург, Орёл, Воронеж, Белгород. Волгоград и много – много других. Она богата полезными ископаемыми – в её недрах хранится золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата также и лесами, полями, лугами. Но самое главное её богатство – люди.
Включаем презентацию «Моя семья в летописи ВОВ»
Я, хочу вам рассказать о человеке, которым я горжусь, который не жалел своих сил, энергии, здоровья, таланта, чтобы его частичка осталась в памяти родного народа. Этот человек – ветеран Великой Отечественной войны Калинин Григорий Егорович – мой дедушка. Он родился 13 января 1913 года в Осинском районе, в деревне Варыш. Когда вырос стал работать учителем в Берёзовской школе. В 1941 году поступил в Пермский педагогический институт, а закончил его в 1955 году, так как помешала война. Сайд №3
Путь его был нелёгок, как и у всех солдат военных годов: воевал на Курской дуге, освобождал Прибалтику. Шла война, а жизнь продолжалась. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма. Слайд №4, №5
При просмотре фильмов о войне, дедушка всегда рассказывают что-нибудь из жизни что происходило с им в годы войны. Очень страшно было узнать про блокаду Ленинграда, когда фашисты напали на город и Гитлер был уверен, что город он возьмёт после многих недель осады, что даже устроил банке в гостинице «Астория» и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. Но, просчитались! Город Ленинград немцы взять не смогли. Началась блокада. Люди не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день были тяжёлые схватки, со смертью сражаясь за собственную жизнь. У них не было подачи воды. Отопления, электроэнергии, продуктов, да и зима выдалась очень суровой. Главным врагом Ленинграда был голод. В городе не хватало хлеба, поэтому были карточки, на которые давали 125 граммов в день. Много людей погибло от голода. А с приходом весны люди питались зелёными листьями, а деревья погибали от вражеских снарядов. Но даже в это голодное время люди делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.
Трудились в военное время старики, женщины, дети не жалея своих рук и ног, сил и здоровья, лишь бы на фронте хватило, лишь бы солдаты были сытыми, чтобы силы хватило для победы над фашистами.
Войну мой дедушка закончил в Прибайкалье, так как получил тяжёлое ранение в голову и поясницу. Ведь совершая подвиги, солдаты не думали о себе, ведь дома их ждали матери, жёны, дети с надеждой на победу. Слайд №6.
Но, когда война закончилась, в 1945 году и сразу после госпиталя дедушка вернулся, в родное село Берёзовка и снова взялся за своё любимое дело – учить детей. Всю свою жизнь преподавал любимый предмет – географию, учил детей любить природу, бережно к ней относиться ценить каждый день жизни, радоваться утреннему рассвету, солнечному дню, вечернему закату, смене дня и ночи. Много сил отдал, чтобы построить новую школу, после чего стал её директором. Но и на этом он не остановился, а стал восстанавливать имена умерших и погибших, много хлопотал и приложил усилия для того, чтобы открыть памятник павшим за родину в родном селе. А кроме всего он вырастил 8 своих детей и меня - внучку. Он был сильным, добрым, отзывчивым, добрым, душевным человеком с Берёзовским характером. Слайд №7, №8.
В память о нём у нас хранятся его фотографий, медали, почётные грамоты, воинский билет 1946 г., армейская книжка 1945г., справка из госпиталя1945 г., немецкие ножницы, которыми мы до сих пор пользуемся и многое другое. Слайд №9.
Мне хотелось, чтобы вы, наше поколение, не видевшие войны, всегда помнили о героическом подвиге нашего народа. Ведь в каждой семье был свой Герой, который подарил каждому из нас дни без войны, просторные улицы, светлые школы, прекрасные сады, парки, скверы, замечательных учителей и просто родной город «белых берёз». Слайд №10.
Воспитатель читает стихотворение Л. Некрасова «За всё, что есть сейчас у нас!»
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
Л. Некрасова
В: Ну что бойцы приготовились к последнему бою?
Военная эстафета № 7 «По окопу — огонь»
Ваша задача бойцы, проползти по-пластунски до линии границы (гимнастическая палка, взять гранату и закинуть из положения, лежа в окоп (обруч) и вернуться обратно по-пластунски к своим товарищам.
Команды перестраиваются полукругом
В: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…
В:
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания.)
В: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах:
Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».
Список источников информации и иллюстраций
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009 №655 Приказ Министерства образования и науки РФ.
2. Белоусова Л. Е. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Детство – Пресс, 2010.
4. Фотографии отсканированы из семейного личного фотоальбома семьи Калининых.