Марина Лоевская
Конспект занятия «Мой Воронеж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к талантливым воронежцам; побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой город.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческим прошлым города.
2. Обогащать знания детей о достопримечательностях города.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
4. Развивать монологическую речь детей, инициативность и самостоятельность детей в речевом общении.
5. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Публикация «Конспект занятия „Мой Воронеж“» размещена в разделах
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку «Этот город самый лучший». На экране слайд Воронежа (вид сверху).
Воспитатель:
Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем
Дети:
Нам здороваться не лень,
Всем «привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Воспитатель:
Улыбнитесь друг другу и поделитесь хорошим настроением.
Сегодня мы с вами будем говорить о Родине, о родном крае.
Ребята, а как называется наша Родина?
Дети:
Россия.
Воспитатель:
Правильно, а город, в котором вы живете?
Дети: Соня В.
Наша Родина – Воронеж
Город древний и родной,
Многое сейчас мы вспомним
Из истории его.
Воспитатель:
Воронеж – это наша малая Родина.
Ребята, а что вы знаете о Воронеже?
Дети: Кира Ш.
А еще Воронеж – столица Черноземья, один из красивейших городов России, в котором много достопримечательностей.
Воспитатель:
Правильно, ребята, наш город обладает богатым культурным наследием.
А давайте выложим на доске название нашего города.
Кто из вас выложит?
(Ребенок выкладывает слово «Воронеж»). (слайд)
Давайте теперь вместе прочитаем название нашего города.
Ребята, а если убрать последние две буквы, какое слово у нас получится?
Дети:
Получилось слово «Ворон».
Воспитатель:
А теперь убираем первые пять букв, что теперь получилось?
Дети:
Получилось слово «Еж»
Дети: Андрей Д.
Название города состоит из двух слов: «Ворон» и «ёж». Если их соединить, то получиться название нашего города – «Воронеж».
Воспитатель:
Правильно, но существуют и другие версии происхождения названия нашего города: одни считают, что своим названием город обязан птице – ворону. Другие склоняются к мысли, что оно произошло от названия реки «Ворона» что означает «Черная».
Воспитатель:
Сегодня мы предлагаем вам отправиться на экскурсию по нашему родному городу.
А на чем мы отправимся, мы узнаем, отгадав загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином?
Дети:
Автобус. (Слайд автобуса).
Воспитатель:
Правильно! Это автобус! А для проезда в автобусе нам всем нужны билеты. А билеты не простые, а с заданием.
(Детям раздаются карточки с заданиями. Ответ на вопрос – вход в автобус)
Все готовы?
Дети:
Да!
Вместе:
Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели
Наш шофер педаль нажал и автобус побежал
Влево вправо посмотрите, ничего не пропустите
Остановка – выходите и на улицу смотрите.
Выходят из автобуса.
Воспитатель:
Наша первая остановка – Петровский сквер. (Слайд Петровский сквер).
Ребята, а почему сквер носит такое название?
Дети:
Петровский сквер назван в честь Императора Петра Первого (слайд памятника Петра Первого). Петр Первый начал строительство первых российских военных кораблей и этим прославил наш город! В центре Петровского сквера стоит памятник Императору. Он изображен во весь рост в военном мундире того времени.
Воспитатель:
Во время войны памятник разрушили фашисты, сохранился только пьедестал, который пустовал 14 лет. Затем из бронзы был отлит новый памятник. Поставили и чугунные пушки петровских времен (Слайд пушки).
Ребята, первоначально наш город представлял собой деревянную крепость (Слайд древнего города, которую поставили на берегу реки Воронеж. Деревянные строения менее прочны и долговечны по сравнению с каменными, они бессильны перед огнем.
Из истории известно, что Воронеж несколько раз горел и вновь восстанавливался. Все больше появлялось каменных зданий.
В те временя люди, жили в основном за счет рыбного промысла, и у них были прирученные животные, они сажали овощи, собирали мед, пасли скот. А зимой 1696 года под Воронежем началось строительство флота (Слайд начало строительства флота).
Ребята, а для чего нам нужен был флот?
Дети:
Флот был нужен нам, чтобы охранять нашу страну.
Воспитатель:
Правильно, поэтому наш город называют Колыбелью русского военно-морского флота. И сейчас нам ребята прочитают стихи про флот.
Дети читают стихи: Андрей Д. и Ярослава:
И вот пришла пора свершений
Царя Петра настало время.
России флот необходим –
Так царь подумал и решил.
А где вода и лес, и люди,
Что это дело не загубят? Да на Воронеже-реке.
И царь садится налегке,
И мчит смотреть Воронеж-град.
И сосны перед нам стоят,
И катят волны, реки полны.
«Здесь мы построим русский флот!»
И царь уж сам топор берет,
И тешет бревна, парус ставит.
И вот под стенами заставы
Тесно от лодок, кораблей
Для покорения морей.
Воспитатель:
Шли года, столетия, наш город перестраивался, достраивался, становился краше и краше; и превратился в большой, красивый город (Слайд более современного города).
Воспитатель:
А настоящую копию первого Российского судна мы можем увидеть, и даже побывать на ней гуляя по Адмиралтейской площади. Из Петровского сквера мы можем попасть туда пешком, но дорога наша будет с препятствиями.
Полоса препятствий из физкультурных модулей.
Воспитатель:
Вот мы и дошли до Адмиралтейской площади (Слайд А. П.).
И перед нами наш корабль (Слайд Корабля). Летом 2014 года в день Военно-морского флота, состоялось торжественное открытие корабля «Гото Предестинация». Это особенная достопримечательность нашего города, на которую можно не только посмотреть, но и поплавать, его еще называют «Плавучий музей».
А теперь продолжаем нашу экскурсию и занимаем места в автобусе.
Воспитатель:
Следующая остановка – «Кольцовский сквер». (Слайд Кольцовский Сквер).
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете почему сквер носит такое название?
Дети:
Кольцовский сквер назван в честь Кольцова Алексей Васильевича.
Воспитатель:
А вы знаете, чем знаменит этот человек?
Дети: Вика.
Кольцов Алексей Васильевич – замечательный русский поэт, а еще он наш земляк. В сквере на высоком постаменте стоит бюст Кольцову (слайд бюста Кольцова) из белого мрамора. Воронежцы бережно сохраняют не только памятник А. В. Кольцову, но и его наследие – стихи.
Воспитатель:
Сейчас Амир познакомит нас со стихотворением Алексея Васильевича, которое называется «Дом лесника» :
Ребенок: Амир.
В темном лесе за рекой,
Стоит домик небольшой
С двумя светлыми окнами
С распашными воротами.
Под замком те ворота
И калитка заперта
Чтоб не вшел туда рогатый,
Леший страшный и косматый.
Воспитатель:
Недалеко от сквера есть еще один памятник, ребята, вы знаете кому?
Ребенок: Вика.
Недалеко от сквера есть еще памятник, тоже нашему земляку, замечательному русскому поэту Ивану Савичу Никитину (слайд Никитину). Поэзия этого поэта пронизана любовью к Родине. Давайте прослушаем известное и любимое всеми стихотворение «Русь».
Ребенок: Вика
Уж и есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя
Назвать матерью
Стать за честь твою
Против недуга
За тебя в нужде
Сложить голову.
Ребенок: Соня В.
Иван Савич не только писал стихи, но и создал книжный магазин, где вскоре открылась публичная библиотека (Слайд библиотеки). Здесь любили собираться художники, поэты, артисты, студенты.
Воспитатель:
А теперь посмотрите на следующий памятник (Слайд Бунину). Перед вами памятник писателю с мировым именем нашему земляку Ивану Алексеевичу Бунину. В своих стихах он описывал красоту нашего края. Давайте познакомимся с его поэзией.
Ребенок: Андрей М.
Не видно птиц. Покорно чахнет.
Лес, опустевший и больной
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее
В кустах свалялась трава
И под дождем осенним тлея
Чернеет темная листва.
Воспитатель:
Давайте займем места в нашем автобусе. По пути к следующему памятнику расскажите нам, какие еще достопримечательности нашего города вы любите посещать.
Пальчиковая игра:
Люблю по городу гулять
Люблю смотреть, люблю считать:
Петровский раз
Кольцовский два
Ты полюбуйся, посмотри,
Воронежское море три
А четыре – театр Шут
Там ребят куклы ждут
Пять – Никитинская площадь
Приглашает погулять
Шесть – к Чернавскому схожу
На теплоходы погляжу
Ну а семь любимый цирк
Там и тигры и слоны
И конечно клоуны
Восемь – это наш вокзал
Отсюда каждый уезжал
Девять – это зоопарк
Всегда он праздник для ребят
Десять – это ты и я
Стоим у вечного огня
И вспоминаем земляков
Чей подвиг с детства нам знаком.
Выходят из автобуса. Смотрят слайд. (Слайд Памятник Славы).
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, куда мы приехали?
Дети: Кирилл С.
Это Памятник Славы, он был установлен в память о погибших воинах в Воронеже во время войны.
Воспитатель:
А что ты еще знаешь о Памятнике Славы?
Дети:
Главная фигура памятника - раненый солдат, лежащий на земле, а над ним женщина с младенцем. Парапет памятника заканчивается бронзовой пятиконечной звездой, из центра которой вырываются языки пламени вечного огня (слайд Вечный огонь).
Воспитатель:
В 1967 году был торжественно открыт Памятник Славы на Московском проспекте, ведущем в сторону Москвы. Место выбрано не случайно, это братская могила, в которой захоронено около 10 тысяч солдат. Благодарные потомки помнят имена тех, кто отдал за них жизнь! Давайте и мы почтим память павших воинов минутой молчания
(звук метронома, слайд горящая свеча)
А теперь я предлагаю прогуляться на улицу Лизюкова.
Ребята, а вы знаете, какой мультипликационный герой жил на этой улице?
Дети: Кирилл Ф.
Это котенок Вася из мультфильма, который называется «Котенок с улицы Лизюкова» (Слайд мультипликационного котенка).
Воспитатель:
Правильно, именно этот мультфильм, снятый режиссером Вячеславом Котеночкиным, по сценарию Виталия Злотникова прославил наш родной город.
Воспитатель:
А вы знаете чем котенок прославил наш город?
Дети: Кирилл Ф.
Котенок Вася стал третьим в мире и первым в России мильтипликационным героем, которому поставили памятник (Слайд памятника Котенку с ул. Лизюкова).
Воспитатель:
Он был установлен в 2003 году известными скульпторами Иваном Дикуновым и Эльзой Пак. Возле памятника дети любят фотографироваться и играть. И мы с вами сейчас немножко поиграем.
Проводится физкультминутка:
Кот Василий жил у нас
Он вставал с лежанки в час
В два на кухне крал сосиски
В три сметану ел из миски
Он в четыре умывался
В пять по коврику катался
В шесть тащил сельдь из кадки
В семь играл с мышами в прядки
В восемь хитро щурил глазки
В девять ел и слушал сказки
В десять шел к лежанке спать
Потому что в час вставать.
Воспитатель:
Ребята, садимся в автобус, едем дальше.
Скажите мне, вы любите цирк?
Дети:
Да, любим!
Воспитатель:
Скажите мне, а что такое цирк?
Дети по очереди:
Цирк – это радость, цирк - это веселье и смех, развлеченье, отдых и поднятие настроения!
Воспитатель:
Посещение цирка является для детей событием, привлекательным и вызывает массу положительных эмоций.
А давайте заглянем в наш Воронежский цирк (слайд цирка).
(выходят из автобуса)
Ребята, а кто выступает в цирке?
Дети:
Клоуны, жонглеры, акробаты, фокусники, дрессировщики и разные животные!
Воспитатель:
А давайте разгадаем загадки и узнаем, какие животные выступают в цирке.
Загадки:
Кольцо в огне, оно горит,
Через кольцо гимнаст летит,
В полете распушил он гриву
И помахал хвостом игриво.
Ответ: Лев
«Гав-гав», - кричит нам чемпион.
На двух передних лапах он
Стоит на узенькой доске,
И с яблоком на голове.
Ответ: Собака
Жонглер на сцене выступает,
Он хоботом шары бросает
На лапе стоя, на одной,
Он славный очень и смешной.
Ответ: Слон
Раньше он в берлоге спал,
Цирк его к себе позвал.
Поднимает гири он -
Цирковой артист силен.
Ответ: Медведь
Толстокожий, толстогубый,
А во рту четыре зуба.
Если он раскроет пасть,
Можно в обморок упасть!
(Бегемот)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы очень быстро разгадали все загадки. А наша экскурсия подходит к концу, и мы предлагаем вам посетить памятник еще одному литературному герою.
Ребята, а что же это за красивое здание перед нами? (слайд Театра «Шут»).
Дети: Кирилл Ф.
Это здание кукольного театра «Шут».
Воспитатель:
А вы знаете, какому литературному герою установлен памятник перед театром?
Дети:
Прямо перед театром, на тротуаре установлен памятник Белому Биму – черное ухо (слайд Бим). Памятник стоит прямо на мостовой. Для того чтобы и дети, и взрослые могли подойти к Биму обнять его, погладить по голове и сфотографироваться.
Воспитатель:
Но почему, же именно в нашем городе поставили памятник Биму?
Дети: Кирилл С.
Памятник установлен в нашем городе, потому что рассказ про Бима написал Гавриил Николаевич Троепольский (Слайд портрет Троепольского). А он жил и работал в городе Воронеже.
Воспитатель:
Вот и подошла к концу наша экскурсия.
И нам пора возвращаться в наш детский сад. А на обратном пути мы предлагаем вам вспомнить те достопримечательности, на которые мы сегодня посмотрели, и на которые полюбуемся в следующий раз.
(презентация о Воронеже под песню С. Требенникова).