Анастасия Кудинова
Проект «Мой родной Гурьевск»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном проекте представлены методические материалы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом, его исторических и знаменитых на всю страну местах, героями и земляками, прославившими Кузбасс и город Гурьевск.
Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем Кузбассом (Кемеровская область).
Рекомендовано для воспитателей ДОО
Актуальность
Публикация «Проект „Мой родной Гурьевск“» размещена в разделах
Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов. Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей малой родины. Знание истории родного края, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины». К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, родному краю, Отечеству. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Современная система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится о формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В дошкольном возрасте дети должны получить краеведческие сведения о родном городе, крае, об истории их возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Благодаря этому воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Любой край неповторим в своих людях и их труде, природе, замечательном народном творчестве, поэтому важно показать эту особенность. Это позволит сформировать представление о том, чем славен родной край.
Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, культурой, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Воспитывая у детей интерес и любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины, что много есть еще других областей, краев.
Важно работу по данному направлению осуществлять во взаимодействии с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. … Все совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно проходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Однако в ней отражаются, отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности и нет стройной системы по ознакомлению с родным краем.
Вид проекта : групповой, долгосрочный, тематический.
I этап. Целеполагание.
Цель проекта : Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с «Малой» Родиной.
2. Сформировать понятие: Я - житель города Гурьевска, региона Кузбасс.
3. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.
4. Формировать у детей представления о замечательных людях, прославивших свой край.
5. Познакомить детей с национальной русской культурой (через разные виды искусства).
6. Воспитать гражданина любящего и знающего свой родной город и уважающего граждан Кемеровской области.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп,.
Предполагаемые итоги проекта :
1. Понимание детьми, что они жители города, региона.
2. Развитие у детей представлений о достопримечательностях, красивых местах города, Кузбасса.
3. Знание детьми информации о городе, области.
4. Умение детей называть город, область и основные достопримечательности.
5. Умение ориентироваться и различать флаг, герб города, области.
6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств (доброта, отзывчивость, любовь к Родине).
II этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную
литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать игрушки, атрибуты для игровой.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Разработать план организации и реализации проекта.
III этап. Выполнение проекта по плану
План организации и реализации проекта
Раздел Формы и методы работы Сроки Участники
Развитие речи
Игровая деятельность
Познавательное развитие
Ознакомление с художественной литературой
Составление рассказа «Как я провёл лето»
Дидактическая игра
«Узнай город»
«Найди и покажи»
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
НОД:
«Путешествие по Гурьевску»
«Прогулки по родному Кузбассу»
«Как появился Кузбасс»
«С чего начинается история Гурьевска»
«Как добыть уголь?»
«Какие машины помогают шахтерам?»
Викторина «Мама, папа, я - Гурьевская семья»
Фотовыставка:
«Как я отдыхал летом»;
Выставка
«Дары Кузбасса»
Музей в ДОУ:
«Наши Защитники»
«Мамины золотые руки…»;
«День Металлурга»
«День рождения Кемеровской области»
Выставка прикладного творчества «От скуки на все руки»
Виртуальные экскурсии:
«Музей»;
«Памятники в Гурьевске»;
«Гурьевский металлургический завод»;
«Где увидеть город прошлых лет?»
Встреча с интересными людьми:
«Я - шахтер»;
«Славные Защитники Родины»;
«Кто умеет писать стихи?»;
«Он металлург и художник»
Наблюдение:
«Город в праздничном наряде».
«Скоро Новый год»
«Здания родного города»
«Я по улице иду» и др.
«Как поздравляют металлургов»
Дидактические игры
«Доскажи словечко»,
«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин;
«Первый снег» Я. Аким;
«Осень,обсыпается…» А. К Толстой;
«Береза» С. Есенин;
«Встреча зимы» И. Никитин;
«Зимний вечер» А. С. Пушкин.
сентябрь
в течение года
в течение года
сентябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
январь
сентябрь
август
февраль
март
август
январь
январь
сентябрь
октябрь
май
январь
февраль
апрель
октябрь
декабрь
декабрь
февраль
в течение года
июль
в течение года
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
дети, воспитатели
родители, воспитатели, дети
родители
видео презентация воспитателя
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Работа с родителями Пригласительный билет:
«Праздник осени» (аппликация);
«Букет» (бумагопластика);
«Новый год» (рисование красками);
«Нашим Защитникам» (рисование руками).
Плакат «С днем шахтера!»
(коллективная работа).
Книга рассказов:
«Детская Олимпиада»;
«Новый год»;
«Наши Защитники».
Изготовление указателей здания (для конструирования города)
Изготовление оформления (клумбы, дорожные знаки, фонтаны и т. д.) для конструирования
Родительское собрание:
«Как открыть ребенку образ Родины и вызвать у него чувство любви к отечеству»
Консультация
«Информация для детей»
ООД:
«Мы - шахтерская семья»
Фотовыставка:
«Родной Кузбасс»»
Выставка
«Дары Кузбасса»
Музей в ДОУ:
«Наши Защитники»
«Говорят, у мамы руки не простые…»;
«День Шахтера»
«День рождения Кемеровской области»
Выставка прикладного творчества «От скуки на все руки»
Папка-передвижка «С любовью к Родине».
Стенды:
«Я по улице иду».
сентябрь
февраль
декабрь
февраль
август
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
сентябрь
ноябрь
март
январь
август
февраль
март
август
январь
январь
апрель
в течение года
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
и родители
воспитатели
и родители
воспитатели
и родители
воспитатели
и родители
IV этап. Презентация проекта.
1. Оформление стенгазеты «Мы - дети металлургов».
2. Фотоальбом «Мы родом из Кузбасса», «Шахтерские династии».
3. Выставка детских рисунков «Красота природы города Гурьевска», «Мой родной город», «Достопримечательности родного города»
4. Фотовыставка «Любимый уголок родного города»
5. Мини- музей «Любимый город».
V этап. Определение задач для новых проектов.
Литература
1. Вы любите проекты? [Текст] // Обруч. – 2001. - №4. – С. 11.
2. Диагностический проект как форма тематической проверки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3. – С. 43.
3. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - С. 64.
4. Концепция проектирования в детском саду групп с приоритетным
художественно-эстетическим развитием детей 2 – 7 лет [Текст] //
Управление ДОУ. – Приложение.
5. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в
Детском саду [Текст] : Программа и конспекты занятий / Л. В.
Куцакова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - С. 240.
6. Мой родной дом [Текст] / Программа нравственно-патриотического
воспитания дошкольников. - М., 2005. – 136 с.
7. Проектам в ДОУ - зеленый свет [Текст] // Обруч. – 2006. - № 3. –
С. 25.
8. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ
[Текст] // Управление ДОУ. – 2004. - № 1. – С. 71,
9. Проектам в ДОУ - зеленый свет [Текст] // Обруч. – 2006. - № 3. –
С. 25.
10. С чего начинается Родина? [Текст] / (опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А.
Кондрыкинской. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.