Наталья Александровна Кудрина
«Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой район» - дидактическая игра для детей старшей группы.
У каждого человека есть малая Родина, место, где он родился, вырос. Потом он пошёл в детский сад, школу, институт, армию. Но, куда – бы не занесла его судьба, никогда не сотрутся из памяти места, где он рос, играл, где познал первые маленькие победы и огорчения.
Публикация «„Мой район“, Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В данной игре речь пойдёт о значении своего района. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, в частности с районом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру.
Проблема.
Огромное значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые выросли и жили в этом городе.
Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Данная проблема является актуальной для общества в целом. С этой целью мной была разработана дидактическая игра по краеведению «Мой район».
Игра разработана для детей старшей группы.
Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном районе, его объектах: детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, перекрёсток. Закрепить знания детей по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека» «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть". Активизировать словарь. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение ориентироваться в своём районе, связную речь, память, мышление, внимание. Воспитывать уважительное отношение и любовь к малой Родине.
Материал: игровое поле с изображением значимых объектов района (детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, объёмный дом, карточки с вопросами по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека», «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть" (карточки отличаются между собой цветом кругов, наклеенных на них). Цвет кругов на карточках соответствует цвету дорожек, ведущих к определённому объекту, кубик, фишки.
Материал, из которого выполнена игра: ватман, цветная бумага, картон, фотографии района.
Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает игровое поле с фотографиями объектов района. Проводиться краткая беседа.
Описание игры. В игре принимают участие педагог и дети от 2 до 5 человек.
С помощью вопросов или считалки определяется очерёдность участников.
Передвигаться можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их выпадет на кубике.
Для того, чтобы передвинуть фишку, нужно ответить на вопрос (вопрос написан на карточках).
Игрок берёт карточку с таким же цветом круга, как и дорожка, на которой находится фишка, с обратной стороны написан вопрос.
Если участник не отвечает на вопрос, то пропускает ход.
Если фишка попадает на объект, игрок должен составить небольшой рассказ о данном объекте.
Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша (вернёт фишку в дом).
Вопросы для карточек.
Вопросы по теме "Детский сад":
- Угадай, куда ведут
Малышей с утра?
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра. (Детский сад)
- Назови адрес детского сада.
- Для чего нужен детский сад?
- Что дети делают в детском саду?
- Как называется твоя группа?
- На каком этаже находиться твоя группа?
- Какие помещения есть в детском саду? (Группы, музыкальный зал, спортивный зал, прачка, кабинет медсестры.)
- Кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателей, заведующий, медсестра, музыкальный работник, физрук, повара, сторожа, прачка, завхоз)
- Как зовут твоих воспитателей?
- Что делает воспитатель? (Занимается с детьми, играет, читает.)
- Что тебе нравиться в детском саду?
- Что тебе не нравиться в детском саду?
- С зорьки ясной до темна
В нашем садике она.
Кто обед нам принесёт
И посуду уберёт?
Вы, конечно, помогаете,
На столы вы накрываете.
И учит не крошить,
И песка не наносить.
О ком это стихотворение? (О помощнике воспитателя)
- Детский сад, весёлый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит?
Всеми, кто руководит? (Заведующий)
- Добрый доктор Айболит
На посту с утра сидит,
Он и справки раздаёт,
И на пищеблок зайдёт,
И поставит в срок прививки,
И домой больных отправит.
О ком это стихотворение? (О медсестре)
- Что делает медсестра? (Следит за здоровьем детей)
- Что делают повара? (Повара готовят детям вкусную еду)
- В большом красивом зале
Играет на фортепиано,
Учит петь и танцевать,
В игры музыкальные играть.
О ком это стихотворение? (О музыкальном работнике)
- Составь небольшой рассказ о детском садике.
Вопросы по теме "Школа":
- Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)
- Для чего дети ходят в школу?
- Чем отличается детский сад от школы? (в детском саду - воспитатель, а в школе - учитель, в детском саду - занятия, а в школе - урок, в детском саду - группа, а в школе - класс.)
- Первокласснику семь лет.
За плечами ранец,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата? (1 сентября, День Знаний)
- Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)
-Каким должен быть ученик? (Добрым, любознательным, прилежным, отзывчивым, вежливым, усидчивым.)
- Прозвенел звонок,
Начался. (урок)
- Что делает учитель? (Учит детей читать, писать, природу любить, стариков уважать.)
- Как называется специальная одежда для учеников? (Школьная форма)
- Сумка для ученика - это. (портфель, ранец)
- Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули и приготовились к следующему уроку)
- Как назвать одним словом: карандаш, резинка, пенал, книга, тетрадь? (Школьные принадлежности)
- Из перечисленных предметов назови лишний. Скажи, почему ты так думаешь?
Букварь, ручка, машинка, тетрадь. (Машинка - это игрушка, а остальные предметы - это школьные принадлежности)
- В чудесном домике живут
Весёлые друзья.
Их все по имени зовут
от буквы А до Я.
И ты, коль с ними не знаком,
Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)
- Доскажи словечко.
На математике считают,
На перемене. (отдыхают)
- Доскажи словечко.
Если хочешь отвечать,
Надо руку. (поднимать)
- Доскажи словечко.
В школе дружно мы всегда скажем двойкам только. (нет).
А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы. (да).
- Составь небольшой рассказ о школе.
Вопросы по теме "Станция скорой помощи":
- Если кто -то заболел,
Срочно нас зовёт на помощь, -
Набери скорей ноль - три.
И приедет. (Скорая помощь)
- И в ясны день, и даже в полночь
Всегда спешит к больным на помощь.
Дорогу ей все уступают
И с уважением пропускают. (Скорая помощь)
- Опиши машину скорой помощи. (Машина скорой помощи белого цвета с красной полосой и красным крестом, у неё есть сирена)
- Вам нужно вызвать скорую помощь. Вы позвонили, что нужно сказать? (Нужно назвать причину вызова (кто заболел и что болит) и адрес)
- В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы-
Отпускают лишь здоровых. (Больница)
- Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
-Я хочу в халате белом,
Занимаются важным делом.
Не болели, чтобы детки,
Им даю глотать таблетки. (Врач, доктор)
- Каких врачей - специалистов ты знаешь? (Окулист, педиатр, ЛОР, хирург.)
- Каким должен быть врач? Что он должен уметь? (Добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать)
- Что нужно врачу для работы? (Вата, бинт, шприц, термометр, таблетки.)
- Кто такой пациент? (Человек, которого лечит врач)
- Рекомендуется ли принимать лекарства без назначения врача? Почему? (Не рекомендуется. Можно принять не то лекарство и отравиться)
- Составь небольшой рассказ о станции скорой помощи.
Вопросы по теме "Магазин":
- Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берём,
И на улицу идём,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в. (магазин)
- Что такое магазин? (Магазин - специально оборудованное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям)
- Названия каких магазинов вы знаете?
- Как надо детям вести себя в магазине? (Ничего не трогать руками, не баловаться.)
- Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)
- На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает. (Продавец)
- Каким должен быть продавец? (Внимательным, вежливым, честным.)
- За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (Кассир)
- Кто такой кассир? (Кассир - это продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он "Пробивает" чек и берёт с покупателя деньги за товар)
- Кроме продавцов, кто ещё работает в магазине? (Уборщица, водитель, грузчик, директор магазина)
- Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)
- Что такое товар? Товар - любой продукт, который произвели для продажи)
- Что мы можем купить в продуктовом магазине? (Продукты)
- Что такое ассортимент? (Ассортимент - это выбор товара, перечень различных видов товара)
- Составь небольшой рассказ о магазине.
Вопросы по теме "Перекрёсток":
- Это место пересечения,
Для дальнейшего движения.
Примыкания дорог,
Чтобы ты проехать мог.
Или может разветвленье
Посмотри, без промедления. (Перекрёсток)
- Регулировщик - машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех - путеводитель.
Работает, где сложный. (Перекрёсток)
- Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему -. (Регулировщик)
- Для чего нужен светофор? (Светофор регулирует движение)
- Какой свет нам говорит:
"Проходите - путь открыт" (Зелёный)
- Какой свет нам говорит:
"Вы постойте - путь закрыт!" (Красный)
- Если для машин горит зелёный свет, то какой горит для тебя? (Красный)
- Это место каждый знает -
Здесь люди ходят и гуляют.
Только это не бульвар -
Это просто. (Тротуар)
- Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный. (Переход)
- Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор)
- Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра)
- Как нужно вести себя, если ты переходишь проезжую часть?
- Как правильно перейти перекрёсток, на котором нет светофора? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.
- Как правильно переходить перекрёсток, на котором есть светофор? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги. Дождаться разрешающего сигнала светофора. Убедиться в остановке транспортных средств. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.
- Составь небольшой рассказ о перекрёстке.
Вопросы по теме "Аптека":
- Если кашель или грипп,
Или голос ваш охрип,
Если плохо человеку -
Мы торопимся в. (аптеку)
- Продавцы в её отделах
За стеклом в халатах белых,
Заболевшие всегда
От врача идут сюда. (Аптека)
- Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)
- Кто работает в аптеке? (Аптекарь)
- Здесь особенное царство:
В нём живут лекарства,
Мимо ваты, йода, шприцев
Коли мама ходит, как царица.
Кем работает мама Василисы? (Аптекарь, провизор, фармацевт)
- Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужное лекарство или посоветовать какие - то витамины, или приготовить лекарство по рецепту врача)
- Каким должен быть аптекарь? (Внимательным, вежливым, грамотным, образованным.)
- Какая одежда у аптекаря? (Специальная одежда: белый халат)
- Как назвать человека, который пришёл в аптеку за лекарством? (Покупатель)
- Там лежат на полках вряд
Не зефир, не шоколад,
Не печенье, не конфетки,
А различные. (таблетки).
- Названия каких лекарств ты знаешь?
- В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Дашули и Полины
Что полезно? -. (Витамины)
- Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Бинты, вату, градусники.)
- Нужно ли покупать лекарства без назначения врача? Почему? (Нет. Можно не вылечиться, а навредить своему здоровью)
- Для чего нужен термометр? (Измерять температуру)
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать правила гигиены, кушать фрукты, овощи.)
- Составь небольшой рассказ об аптеке.
Вопросы по теме "Парикмахерская":
- Ножницы, шампунь, расчёска,
Всем я делаю причёски,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей! (Парикмахер)
- Как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (Парикмахер)
- Что такое парикмахерская? (Это место, где человек может подстричься, сделать причёску, покрасить волосы)
- Нужна ли профессия парикмахер? Почему?
- Каким должен быть парикмахер? (Внимательным, добрым, вежливым.)
- Что делает парикмахер? (Подстригает волосы, делает причёски, красит волосы)
- Что нужно парикмахеру для работы? (Ножницы, расчёска, фен, полотенца.)
- Какая одежда у парикмахера? (Спецодежда)
- Тебе нужно подстричься, ты пришёл в парикмахерскую, твои действия (Что ты скажешь)
- Скажи: причёска может быть какая? (Красивая, аккуратная, модная, стильная.)
- В женском зале кого подстригают? (Женщин)
- В мужском зале кого подстригают? (Мужчин)
- Ножницы, фен, нож, расчёска - что лишнее? Почему?
- Что одевает парикмахер человеку, которого стрижёт? Зачем? (Накидку)
- Послушай легенду.
В одном городе было две парикмахерских, в одной всё блестело, и сам парикмахер был гладко выбрит с отличной причёской, а в другой парикмахерской было грязно и не уютно, и сам парикмахер ходил "лесенкой" подстриженный. К одному парикмахеру ходили толпы народа, а к другому ходили редкие случайные посетители. Объясни, почему у парикмахеров было разное количество посетителей?
- Составь небольшой рассказ о парикмахерской.
Вопросы по теме "Пожарная часть":
- С огнём бороться мы должны.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)
- Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать! (Пожарные)
- Победит огонь коварный
Тот, кого зовут. (пожарные)
- По какому номеру нужно звонить при пожаре? (По номеру 01)
- В чём заключается работа пожарных? (Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением)
- Каким должен быть пожарный? (Храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения)
- Беда! Беда! Беда!
Бегите все скорей сюда!
Кругом и огонь, и дым, и угар.
В соседней квартире случился. (пожар)
- Чем тушат пожарные огонь? (Заливают водой из специальных шлангов - рукавов специальной пеной (огнетушители)
- Загудела, прилетела
И взялась скорей за дело.
Поливала, поливала.
Всё! Опасность миновала. (Пожарная машина)
- Какого цвета пожарная машина? Почему? (Пожарная машина красного цвета. Её все узнают и пропускают)
- У машины синий глаз
Вдруг включился ярко.
Как заревёт, завизжит,
Пропустить вперёд велит.
Кто б из вас сейчас сказал,
Как зовётся тот сигнал? (Сирена)
- Для чего пожарной машине сирена? (Когда едет пожарная машина, то все другие машины уступают ей дорогу, услышав звук пожарной сирены)
- Из - за чего может случиться пожар? (Из - за невнимательности людей, из - за неосторожные обращения с огнём)
- В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справиться всегда.
Друзья, что это? (Вода)
- Она о тесный домик свой
Лишь почесалась головой.
И сразу - словно не жила -
Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)
- Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь. (Огонь)
-Как ты понимаешь пословицу: "ОТ искры пожар рождается".
- Как ты понимаешь пословицу: "Маленькая спичка сжигает большой лес".
- Как ты понимаешь выражение: "Спички детям не игрушка".
- Составь небольшой рассказ о пожарной части.
Вопросы по теме "Мой район":
- Как называется город, в котором ты живёшь? (Нижний Новгород)
- Нижний Новгород какой? (Красивый, чистый, ухоженный, современный.)
- Какие интересные места ты посетил в Нижнем Новгороде? (Краеведческий музей, цирк, кукольный театр, Кремль.)
- Люди, которые живут в Нижнем Новгороде, они кто? (Нижегородцы)
- Как называется твой район? (Нижегородский)
- Нравится ли тебе район, в котором ты живёшь? Чем он тебе нравиться?
- Что есть в твоём районе? (Детский сад, школа, аптека.)
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Назови свой адрес.
- Опиши свой двор.
- Дом, в котором ты живёшь, он какой? (Многоэтажный - одноэтажный, большой - маленький.)
- Где ты больше всего любишь гулять?