Юлия Кириллова
Патриотическое воспитание и взаимодействие ДОУ с семьей. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой посёлок на моём столе»
Воспитатель Кириллова Ю. А.
МБДОУ детский сад «Березка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена выставка «Мой посёлок на моём столе».
Это итоговая работа по проекту «Знакомство детей с малой родиной», где мы объединили процессы взаимодействия ДОУ с семьей, создания макета и ознакомления воспитанников с родным поселком.
Публикация «Патриотическое воспитание и взаимодействие ДОУ с семьей, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к истории поселка, знакомство с его настоящим и прошлым.
Патриотическое воспитание и взаимодействие ДОУ с семьей в наше время актуально как никогда.
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду ребенок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего не сделать. Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить гармоничное и здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» - детский сад, семья.
Начиная работу по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо продумать, что необходимо показать и рассказать детям о своем поселке. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и гражданские чувства к родному поселку, гордость за свою причастность к его жизни. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Реализацию проекта мы начали с анкетирования и опроса родителей. Хотят ли родители, чтобы их дети больше знали о своей малой родине, о поселке. Анкетирование родителей, показало, что их заинтересовала возможность провести для детей экскурсии. Следующий наш шаг – это мониторинг знаний у детей, о поселке. Он выявил, что большинство детей знали название поселка, улицу, на которой они живут.
Были проведены экскурсии в пожарную часть, в историко-краеведческий музей, музей скульптора Пурихова В. И., в спортивную школу, в аптеку.
Работа с детьми включала в себя 5 блоков форм.
1 блок «История родного поселка» : беседа «Где я живу?»; рассматривание карты поселка.
2 блок «Достопримечательности и значимые места» : беседа по теме «Любимое место отдыха», д/и «Собери из частей целое», словесная игра «Я начну, а ты продолжи», составление альбома «Моя малая Родина, конструирование «Наш детский сад», чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края», стихотворения наших земляков про наш поселок, с/р игра «Почта».
3 блок «Наши улицы» : рассматривание иллюстраций, игра «назови свой адрес», изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, д/и «Какие бывают дома», с/р игра «Семья».
4 блок «Профессии и предприятия поселка» : беседа о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама», д/и «Кому что нужно для работы», «Назови профессию», с/р игра «Библиотека», ситуативный разговор «Кем я стану, когда вырасту?» рисование «Моя семья».
5 блок «Природа нашего поселка» : показ презентации «Природа родного края», беседа «Звери и птицы родного края», д/и «Узнай это место», отгадывание загадок «Кто живет в наших лесах?», беседа о сохранении природы родного поселка, рисование «Природа нашего поселка», игра-викторина «Моя малая Родина».
В начале нашей работы мы задались вопросом, каким будет продукт проекта. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему. Наиболее интересным и эффективным методом формирования социокультурных норм является технология макетирования.
Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить долгое время и в любой момент должен быть доступен дошкольникам.
Для создания макетов были выбраны достопримечательные места нашего поселка. «Районный Дворец культуры», в котором проходят все значимые праздники поселка. «Церковь Сергия Радонежского», которая является святым местом для православных и верующих граждан. «Районный Историко-краеведческий музей», где можно увидеть развитие поселка в исторических документах, воспоминаниях местных сторожил и фотографиях. «Центральная библиотека им. И. В. Петрянова-Соколова», где можно не только найти книгу на любой вкус, а еще поучаствовать в мероприятиях, которые проводит библиотека. «Администрация Бутурлинского района», в здании которого решаются главные вопросы по управлению поселком.
Родители активно подключились к подбору материала и изготовлению макетов. Отмечено, что дети начали с гордостью и уважением относиться к результату совместного труда.
После создания макетов многие дети приглашали своих родных для прогулок по родному поселку. Тем самым решались задачи: приобщение семьи к совместному времяпровождению; развитие интереса к памятникам, к зданиям; знакомство с историей; формирование бережного отношения и привязанности к любимым местам.
Через данный проект можно проследить процессы, через которые прошла семья. Работая с родителями, дети почувствовали свою значимость и необходимость, внося свой вклад в создание макета. А родители, чтобы добиться желаемых результатов при создании макета, проявляли гибкость в общении с детьми. Самое главное, что дал этот проект, это сам процесс общения в семье. Ведь в наше время, родители загружены работой, а дети проводят свое свободное время в гаджетах.
Семьи, которые создали данные макеты, не первый раз проявляют свои творческие способности. Своим участием во многих конкурсах, они показывают своим детям пример активной общественной жизни.
Любовь к родному поселку, чувство значимости и необходимости, гибкость в решении семейных задач, общение, ответственность, традиции и родители, как пример для подражания – это и есть семейные ценности, которые являются одной из составляющих воспитания личности современного ребенка.
Спасибо за внимание!