Елена Байбородова
Моделирование проблемных ситуаций посредством сказкотерапевтической игры
Участие в городском методическом интенсиве
«Креативные технологии в дошкольном образовании»,
семинар-практикум Арт-терапия:
«Моделирование проблемных ситуаций через сказкотерапевтическую игру».
Выступление: Коллеги здравствуйте, добрый день! Меня зовут Елена Васильевна Байбородова, педагог-психолог МАДОУ ДС № 19 и являюсь членом арт-терапевтической ассоциации отделения в Челябинской области под названием «Невидимый художник». Мы рады всех приветствовать на сегодняшней встрече. Такие встречи очень важны для всех нас сегодня – мы проживаем в особое время, и наша встреча для нас будет полезна! Существует огромное количество направлений арт-терапии в ДОУ, к одним из самых популярных относят: музыкотерапия, танцевальная терапия, смехотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, игротерапия… Как правило, в детском саду все виды арт-терапии используют в комплексе, что способствует всестороннему и полноценному развитию детей. В нашем дошкольном учреждении мы активно используем эту палитру при решении проблемных ситуаций через сказкотерапевтическую игру. Видим отличные результаты и отклик семей наших воспитанников. Желаем нам всем интересной и продуктивной встречи!
Публикация «Моделирование проблемных ситуаций посредством сказкотерапевтической игры» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Игры для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Сегодня мы будем говорить о возможности арт-терапии в проработке проблемных ситуаций. Главной идеей является установление гармонии духовного и психического начала в человеке. Вспомним несколько известных людей, которые начинали изучать данную тему… Начать свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский – создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Он считал, что сказка неотделима от красоты и именно благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Автор метода Комплексной сказкотерапии, которым пользуются психологи, психотерапевты, театральные режиссеры, актеры, литераторы, художники, педагоги, воспитатели, врачи, создатели кино - и телесценариев. Она считает, что сказка – это удивительный жанр, который является формой хранения очень важных жизненных знаний.
Все мы с детства знаем строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Если рассматривать уроки и смыслы сказки - мы можем увидеть и выбрать те направления, которые необходимы в данный момент для познания себя и своего жизненного пути.
Даниил Борисович Эльконин, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доктор психологических наук, говорит о том, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте является игра, игра, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.
Поэтому, в арсенале каждого педагога необходимо иметь «кладезь» методов и инструментов, которые можно применить в той или иной ситуации.
При воспитании детей – сказка является мощным инструментом, особенно в период дошкольного возраста, сказкотерапия – это отличный инструмент для познания себя и укрепления качества жизни.
Видео(1) – интерактивный пол
Сказка помогает справиться в сложный период адаптации, когда и ребенок и мама находятся в ситуации «непонимания». На данном видео мы видим использование интерактивного пола – через «оживление» сказочного персонажа – активизируем двигательную активность, переключаем внимание, повышаем эмоциональный фон, снимаем напряжение, получаем положительные эмоции и желание, мотивацию приходить в детский сад снова и снова.
Видео (2) – сенсорная комната+интерактивная песочница
Применение сказкотерапевтической сказки в сенсорной комнате – помогает преодолеть стрессовую ситуацию, снизить языковой барьер, развить социальные навыки, проявить интерес к происходящему. Здесь можно отдыхать играя, задействуя множество органов чувств, что способствует расслаблению и восстановлению психологического здоровья.
С ребятами подготовительной к школе группы – интересно и весело проходят занятия с использованием сказкотерапии. Предлагаю к просмотру фрагмент занятия, где мы сочиняли сказку не простую, а Пуговкину сказку. Видео (3) – пуговкины сказки
Сказкотерапевтическая игра помогает справиться в сложное время и наполнить мир светом. Это способ улучшить взаимоотношения с собой, с окружающим миром, увидеть «подсказки» и «знаки», чтобы понять значение ситуации и выбрать верное решение.