Татьяна Мальгина
Многофункциональные ширмы как средство развития детской сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Многофункциональные ширмы, как средство развития детской сюжетно-ролевой игры».
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особо актуальным.
Публикация «Многофункциональные ширмы как средство развития детской сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Многофункциональная напольная ширма, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Изучив методическую литературу и публикации в периодических изданиях, мы пришли к выводу, что одним из наиболее интересных элементов РППС, отвечающих всем современным требованиям, является многофункциональная ширма-трансформер.
Это и подтолкнуло нас к идее изготовления и использования многофункциональной ширмы-трансформер как средства развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Цель данного пособия:
- формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности.
- оптимизация предметно-пространственных условий группы для расширения игрового опыта детей.
- создание условий для обеспечения потребности детей в игровой деятельности, для развития самостоятельных сюжетно-ролевых игр дошкольников на основе использования многофункциональной ширмы.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих образовательных задач.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к совместной со сверстниками игровой деятельности, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевых играх разной тематики;
- воспитывать доброжелательность, умение устанавливать дружеские отношения в процессе игры;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Развивающие задачи :
- Развивать все компоненты детской игры : обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
- развивать творческое воображение, произвольность поведения, диалогическую речь, самостоятельность и инициативность;
- развивать навыки общения и сотрудничества в процессе сюжетно-ролевой игры (умение договариваться, распределять роли, согласовывать игровые замыслы и действия, учитывать мнение партнера по игре и т. п., содействовать появлению устойчивых детских объединений;
- содействовать развитию игровой активности, расширению и обогащению игрового опыта детей, реализации индивидуальных игровых интересов, предпочтений и потребностей.
Обучающие задачи:
- формировать игровые умения и навыки дошкольников: умение придумывать замысел игры, входить в игровую (воображаемую) ситуацию, брать на себя роль, действовать в соответствии с ней до конца игры, вести ролевой диалог, развивать сюжетную линию игры;
- формировать умение создавать предметно-игровую среду, используя ресурсы ширмы-трансформера, творчески осваивать и перестраивать игровое пространство группы в соответствии с замыслом игры;
- закреплять представления детей о разных профессиях.
• Многофункциональная ширма- трансформер используется, как средство обучения и воспитания детей.
Описание ширмы-трансформер, преимущества ее использования, как средства развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Развитие творческих игр наиболее активно и осмысленно осуществляется в среднем дошкольном возрасте, у ребят наблюдается ярко выраженный интерес к совместной со сверстниками игровой деятельности, поэтому изготовленная нами напольная ширма-трансформер предназначена для организации сюжетно-ролевых игр детей с 4-х лет.
Ширма-трансформер – это многофункциональный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, представляющий собой насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Ширма-трансформер воплощает в себе идею мобильности, динамичности, интерактивности, функции ее разнообразны.
- ширма-трансформер дает возможность изменить игровую среду и внести в нее элемент новизны.
Можно выделить следующие преимущества использования ширмы-трансформер, как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников :
- ширма легкая, занимает мало места, все ее элементы компактно складываются, поэтому она удобна в хранении и транспортировке: дети без труда могут складывать и раскладывать ширму, самостоятельно перемещать ее с одного места на другое, менять атрибуты;
- за счет своей мобильности ширма легко и быстро позволяет моделировать пространство группы для организации различных сюжетно-ролевых игр, причем изменять, создавать игровое пространство, используя ширму-трансформер, дети могут самостоятельно в соответствии со своими замыслами и интересами;
- ширма обеспечивает возможность свободного и самостоятельного выбора той сюжетно-ролевой игры, которая отвечает актуальным интересам детей, их предпочтениям «здесь и сейчас».
Вариативность использования ширм расширяет возможности педагогов в выборе и использовании дидактического и наглядного материала для развития сюжета ролевых игр дошкольников.
Ширма изготовлена из пластиковых труб в виде напольной трансформируемой каркасной конструкции, состоящей из скрепленных между собой секций.
Детали ширмы :
Ширма состоит из : от двух до четырёх пластиковых рам, соединяемых между собой в любой последовательности пластиковыми крепежами.
На каждую раму-секцию крепится тканевое полотно, снабженное: карманами, пуговичками-вешалками, липучками и другими компонентами.
На секции имеются прозрачные полиэтиленовые карманы, а также карманы из ткани. Это позволяет удобно размещать материал и атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Каждая секция пространства располагает детей к различным видам деятельности.
В соответствии с игровым замыслом используются соответствующие игре полотна ширмы. Компоненты ширмы наполняются различными атрибутами, хранящимися в отдельных пластиковых контейнерах, что делает ширму универсальной, т. е. подходящей для организации различных сюжетно-ролевых игр за счет сменяемости атрибутики и внешнего оформления.
Игровую зону ширмы дети могут изменять сами, по своему усмотрению.
Ширма служит накопителем для атрибутов к сюжетно-ролевым играм разной тематики, за счет чего обеспечивается реализация гендерного подхода (атрибуты к играм для мальчиков и девочек) и удовлетворяются индивидуальные игровые предпочтения детей». Для игры «Парикмахерская», «Аптека», «Почта», «Магазин» и др. достаточно использовать полотно с карманами для атрибутов и аксессуаров.