Елена Бабарико
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта. Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия затягивается из-за сопутствующей речевой патологии, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Дети данной категории плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы. Особенно страдает связная речь. Отмечаются трудности развернутых высказываний. Экспрессивная речь детей отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную ситуативную речь, не может сам правильно составить связное речевое высказывание.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок, часто наблюдаются у детей смысловые пропуски, повторы, затруднения в подборе необходимых слов. Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными.
Существует эффективный прием работы на основе мнемотехники (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате обозначает одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, где изображение обозначает одно слово или словосочетание. Мнемотаблицы также несут обучающую информацию, но в большом объеме. Когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
• соответствовать уровню развития детей.
Мнемотаблицы бывают двух видов :
1. Обучающие - содержат познавательный материал;
2. Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям.
Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать :
• для ознакомления детей с окружающим миром;
• при заучивании стихов;
• при пересказах художественной литературы;
• при обучении составлению рассказов;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составу числа;
• при воспитании культурно-гигиенических навыков;
• при воспитании навыков самообслуживания;
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
В коррекционной работе с детьми по развитию связной речи мы используем для пересказа русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» и другие, применяя разные виды мнемотехники, позволяющие детям понять логику сказок.
Рисование книжки-раскладушки тоже относится к разновидности мнемотехники, потому что это тоже метод быстрого рисунка, который рисует взрослый по мере рассказывания - здесь также зарисовывается каждое предложение. Рисунок может быть выполнен заранее наполовину взрослым, а ребенок по мере рассказывания может только подрисовывать отдельные детали. Например, в предложении «У кота Васьки пушистая серенькая шубка» - ребенок ваткой смоченной в серой краске рисует шерстку. А на следующей странице - «У Васьки зеленые глазки» - закрашивает зеленой краской глаза.
Всё это привлекает внимание детей, вызывает интерес к происходящему, помогает запомнить информацию.
В своей работе прием мнемотехники используем не только при пересказе, составлении коротких рассказов, заучивании стихотворений и песен. Наглядные модели мы используем в разных проектах в поисково-исследовательской деятельности при составлении рефлексивных сообщений детей о своих исследованиях.
В рамках реализации тем проектов «Там, где всегда мороз», «Путешествие в жаркие страны», «Животные наших лесов», «Снова птицы в стаи собираются», «У бабушки в деревне» и др. используем схемы, которые помогают им рассказать о жизни животных в разных климатических условиях и временных поясах.
В ходе реализации проектов о временах года («Краски Осени» «Зимушка-Зима», «Зимние забавы и праздники», «К нам весна шагает» и др.) предлагаем разные мнемотаблицы по описанию и нахождению признаков определенного времени года.
Реализуя темы образовательной деятельности («Что нам осень подарила», «Как хлеб попадает на стол человека?», «Богатый мир растений» и др.) используем схемы, способствующие узнать особенности произрастания растений в природе и их использования в жизни человека.
В рамках проведения таких тем, как: «В мире игрушек», «Знаки вокруг нас», «Предметы ближайшего окружения» и др. используем следующие модели, помогающие определить свойства, качества и назначение предметов.
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.