софья токарева
Мнемотехника как средство развития познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- методика использования сенсорно-графических схем (В. К. Воробьева);
- методика использования сенсорно-графических схем (Т. А. Ткаченко);
- методика использования блок-квадратов (В. П. Глухов);
- технология коллажа (Т. В. Большева) и др.
Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.
Публикация «Мнемотехника как средство развития познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка. Мнемотехника широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приемов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Наиболее распространенным приемом мнемотехники является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.
Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники :
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти.
Следует помнить о том, что мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание. В некоторых случаях мнемотехника может даже оказать прямой вред, так как подменяет осмысленное (логическое) запоминание механическим заучиванием.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев
сюжета рассказа. Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация. Самым сложным порядком дидактического материала в мнемотехнике являются мнемотаблицы. Как правило, в них заложено графическое (частично графическое) изображение персонажей сказки, явлений природы и др.
Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно:
- знакомство с таблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);
- перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы);
- рассказывание (самостоятельно или с помощью воспитателя, в зависимости от возраста детей).
По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.
Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы, что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлочка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.).
Постепенно вводится графическое (частично графическое) изображение (большой коричневый круг – медведь, маленький зеленый кружок – лягушка и др.).
Обязательным правилом является использование одного и того же графического изображения на протяжении всего возрастного периода. С переходом на другую возрастную ступень графический объект может быть усложнен или полностью изменен.
Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и считалкам.
Следующий этап – это самостоятельное составление мнемотаблицы. Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Дети рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию. Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Заключительный этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки. Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.
За время работы над этой темой была создана серия мнемотаблиц по профессиям, к стихотворениям, к загадкам. Детям это очень нравится, привлекают родителей к составлению мнемотаблиц.
Использованная литература
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.
4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с. 16-21.