Елена Сизова
Мнемотехника для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Публикация «Мнемотехника для дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта нужно использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.
Мнемотехника — система различных примов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объм памяти путм образования
дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда
человек в свом воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг
фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из
образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединнные образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные
образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши
команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы,
которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны,
даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является
такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных
операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять
под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию
запоминания. Использование примов мнемотехники, способствует
увеличению объма памяти. Вс это достигается путм образования
ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими
визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству
детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением.
Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для
прочного и лгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с
помощью примов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими
зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений
увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование примов
мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет
достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов.
Так проводится работа над словом. Например, датся слово «зайчик», его символическое обозначение.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию
и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к
мнемотаблицам.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и
размера текста, а также от возраста ребнка. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению
рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех
возрастных группах ДОУ.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Работа с мнемотаблицами начинается уже в младшем возрасте при использовании простейших схем одевания, формирования культурно-гигиенических навыков.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Можно использовать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
. Позже – таблицы усложняют или заменяют другой заставкой - изображая персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста можно использовать схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание, но детям больше нравиться работать с цветными картинками.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений
увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование примов
мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет
достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Такую же работу проводят по запоминанию загадок.
Составление рассказа
Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку дается очень трудно. В данном случае важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
Пересказ
Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В результате работы по мнемотехнике :
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, ребята активнее работают на занятиях.
Вот она какая «Чудесная мнемотехника»!