Вайновская Ольга Васильевна
Познавательно-исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях «Мир звуков и движений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир звуков и движений»
Познавательно - исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.
«Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности».
А. И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях „Мир звуков и движений“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Всем известно, что современных детей надо воспитывать и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня, нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы.
В связи с этим на своих музыкальных занятиях я использую различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Когда ребенок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?» или «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Значение познавательно – исследовательской деятельности на музыкальных занятиях для интеллектуального развития детей очень велико. Познавательно - исследовательская деятельность на музыкальном занятии концентрирует внимание, активизирует память, является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Это реальный шаг к развитию воображения и творческой активности детей на музыкальных занятиях. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Чаще всего исследования я включаю в какую – либо часть занятия. Например, игра на ДМИ.
В младшей группе я знакомлю детей с музыкальным инструментом «КОЛОКОЛЬЧИК» и приемами игры на нем. Я раздаю колокольчики детям на раскрытую ладошку. Говорю им, что это музыкальный инструмент, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на ладошке и молчит. Как только мы возьмём его аккуратно двумя пальчиками и потрясём его, он начинает радоваться и весело звенеть. Как только мы положим колокольчик на ладошку, он тут же перестанет звучать и засыпает.
В средней группе я знакомлю детей с музыкальным инструментом «МАРАКАС». Я показываю его детям, говорю, что у него есть голос, он живет внутри и, чтобы его оттуда достать, нужно маракас потрясти. Потрясти можно сильно, и можно тихонько. Затем спрашиваю, на что похож голос маракаса, что можно изобразить с его помощью? (Шелест листьев)
Знакомство с музыкальным инструментом «БУБЕНЦЫ» проходит по аналогичной схеме, и на вопрос, на что похож голос бубенцов, дети отвечают капель, моросящий осенний дождь, сильный летний ливень и т. д.
В старших группах мы знакомимся с музыкальным инструментом «СВИСТУЛЬКА», и голосок свистульки похож на курлыканье журавлей.
В старших группах очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований – развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука. Дети учатся не только воспринимать и различать музыку, но и воспроизводить её на музыкальных и шумовых инструментах. Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги или шелестом султанчиков, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т. д.
Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельность – это музыкально – ритмические движения : упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен.
Наше тело – это своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т. д.). С помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать.
В младших группах мы изображаем повадки и характерные движения животных и птиц - как мишки ходят, как зайчики прыгают, как лисичка хвостиком заметает следы и т. п.
В средней группе мы продолжаем знакомиться с повадками и характерными движениями животных и птиц и добавляем неодушевлённые предметы – автобус, паровоз, самолёт, автомобиль и др.
В старших группах мы используем предметы, например, платочки. С помощью платочков мы изображаем грибочки, листочки, паутинки, бабочки, зайчики и др.
Каждый ребенок находится в исследовательском поиске практически постоянно. Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования в любом направлении предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.