Ольга Тарасова
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Мир логики»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты.
2. Структура программы : формы работы, учебный план.
3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
4. Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
5. Приложения №1, 2, 3.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста „Мир логики“» размещена в разделах
Актуальностьразвития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. (8). Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (9,10, 13, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т. е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т. е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. (13)
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация –распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
Совершенствовать произвольное внимание, память.
Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Ожидаемые результаты:Формирование познавательных логических УУД в интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Интегративные качества, формируемые у ребёнка : осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
Структура программы.
Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста в течении двух лет.
Возрастные группы : старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
Количество часов: в неделю — 2ч. ; в год — 72ч.
Форма работы : Групповые занятия (до 12-и человек, включающие в себя:
l развивающие игры логико-математического содержания;
l словесно-логические упражнения;
l самостоятельную деятельность детей;
l рассматривание и беседу по картинке;
l раскрашивание «умной» картинки;
l использование литературных текстов;
l интеллектуальные викторины…
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например:
— Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
— Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
— Физ минутка. Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
— Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Режим занятий– 2 занятия в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Учебный план: тематика и основное содержание разделов:
1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина; форма. -по 2ч в каждой из групп.
2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств); — по 2ч в каждой из групп.
3. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри — снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости); -по 2ч в каждой из групп.
4. Упражнения на формирование приёмов умственных действий сериации, классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза. — по 10ч в каждой из групп.
5. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. -по 10ч в каждой из групп.
6. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. -по 10ч в каждой из групп.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Задачи
Средства реализации
§ Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
§ Развитие наблюдательности, творческого воображения.
§ Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.
§ Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
§ Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.
«Сложи узор» (кубики Никитина) (6, «Коврик» (палочки Кюизенера(3).
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. (7)
Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. (3)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Что объединяет?»,
О к т я б р ь
§ Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.
§ Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).
§ Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
§ Развитие комбинаторных способностей.
§ Развитие речи, памяти, внимания.
Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками» : «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. (3,7)
«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша, (7)
«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». (5,12)
Игры – головоломки со счётными палочками.
Словесно – логические игры и упражнения (11)
Н о я б р ь
§ Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).
§ Развитие умения сравнивать.
· Развитие речи, внимания.
«Кубики для всех» (6, Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.
«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку». (7) Логические задачи.
Д е к а б р ь
§ Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,
§ Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
§ Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
§ Развитие речи, мышления
Игры с «цветными числами»
(палочки Кюизенера). (3,7)
«Игры – головоломки», «Что изменилось». (5,12)
«Чудесный мешочек» (2, «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Закончи предложение», «Дополни ряд».
Я н в а р ь
§ Развитие умения кодировать практические действия числами.
§ Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ
§ Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
§ Развитие речи, мышления.
Игры с числовым кубиком и фишками.
Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». (11,12)
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т. д. (14)
Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».
Ф е в р а л ь
§ Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
§ Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.
§ Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.
§ Развитие речи, мышления.
«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т. д. (3,7)
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». (7) Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Подбери слово по аналогии»
М а р т
§ Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
§ Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.
§ Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.
§ Развитие слухового внимания, памяти, речи.
«В. У.» (6, «Чудесный мешочек»(2, «Что изменилось».
Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», (7) Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» (12)
Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.
Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
А п р е л ь
§ Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
§ Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
§ Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.
§ Развитие умения быстро подбирать нужное слово.
«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. (3)
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5, упражнения с кругами Эйлера. (2)
Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» (3,7)
Словесно – логические игры и упражнения : «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». (11,12)
М а й
§ Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
§ Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.
§ Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.
§ Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». (7)
Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2,5)
«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Четвёртый лишний», «Нелепицы».
Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Задачи
Средства реализации
С е н т я б р ь
· Развитие внимания и наблюдательности.
· Формирование представления о символическом изображении вещей.
· Формирование умения рассуждать.
Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т. д.); «Мальчики» (2) «Зверюшки на дорожках» (14, «Муравьи» (2, «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша — альбом) Беседы по коротким рассказам Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. (11)
О к т я б р ь
· Развитие конструктивных способностей.
· Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.
§ Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.
· Формирование умения находить основание для сравнения.
Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». (6) «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2) Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».
Н о я б р ь
§ Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
· Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
· Формирование представления о символическом изображении вещей.
· Развитие речи, мышления
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5, упражнения с кругами Эйлера. (2)
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т. д. (14)
Игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» — альбом с заданиями.
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
Д е к а б р ь
· Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.
· Развитие пространственных представлений.
· Развитие умения действовать согласно алгоритму.
· Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» — альбом с заданиями; Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» (2) и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры» (7).
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5, «Четвёртый лишний», «Нелепицы».
Я н в а р ь
· Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
§ Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
§ Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
· Формировать умение описывать определённое понятие.
«Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2) – схемы к математическим задачам. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера) : «На золотом крыльце» — альбом с заданиями.
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5, упражнения с кругами Эйлера (2)
Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Представь, что это?».
Ф е в р а л ь
· Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».
· Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.
§ Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
· Формирование умения устанавливать логические связи.
Игры с кругами эйлера (блоки Дьенеша, игрушки).
Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». (3,7)
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Логические цепочки».
М а р т
· Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).
· Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.
· Развитие умения сравнивать.
«Фабрика», «Чудо – мешочек» (2); словесно – логические игры : «Что будет, если….» (11)
«Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша). (7)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».
А п р е л ь
· Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.
· Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации.
· Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов.
· Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.
«Найди все дороги», «Где чей домик?» (2);«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику».
«Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки» (блоки Дъенеша).
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Толкование пословиц», «Суждения»
М а й
· Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
§ Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
· Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.
Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия).
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Толкование пословиц», «Суждения»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Критерии оценки усвоения программы :
«Мир логики» (логика для дошкольников)
Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Варианты диагностического обследования детей.
«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет, автор Л. Ф. Тихомирова.
Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребё нку:дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.
Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов — высокий уровень развития.
4-7 баллов — средний уровень развития.
1-3 балла — низкий уровень развития.
«Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э. Ф. Замбицавичене)
Тест состоит из 4-ёх субтестов.
Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.
Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.
Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Выявление умения обобщать.
Пробы для ребёнка читаются вслух.
Субтест №1.
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест №2.
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест №3.
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.
Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест №4.
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата – 6. Шкаф, диван —
2. Окунь, карась – 7. День, ночь —
3. Лето, зима – 8. Слон, муравей —
4. Огурец, помидор – 9. Июнь, июль —
5. Сирень, шиповник — 10. Дерево, цветок —
Оценка результатов теста.
Субтест №1. За правильный ответ после первой попытки– 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
Х *100%
Оценка успешности (ОУ) = ---, где Х – количество баллов, полученных
испытуемым. 40
Уровни успешности:
5-ый – 40 баллов (100%);
4-ый – 32-39 баллов (80-99%);
3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);
2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);
1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).
Список использованной литературы.
1. «Детство» — программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А. А. Москва, 1991г.
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
4. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., «Детство – пресс», 1992г.
5. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников».
6. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
8. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф. Г. Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4)
9. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы психологии, №4, 1996г.
10. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
11. Ткаченко Т. А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
12. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А. Р., 2000г.
13. Тихомирова Л. Ф. «Логика». Ярославль, А. Р., 2000г.
14. Венгер А. Л., Венгер Л. А. «Домашняя школа мышления».