Ольга Никольская
«Мир головоломок». Смарт-тренинг для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами поговорим о МИРЕ ГОЛОВОЛОМОК СМАРТ-ТРЕНИНГЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В памяти взрослого человека особенно ярким воспоминанием остается детство. Время, когда рядом были взрослые и много забавных и умных игрушек. Одни ждали нас в детском саду, другие - дома.
Современное время поставило перед взрослыми ряд вопросов: чем заняться с ребёнком дома? А что он делал в детском саду? Какие игры помогут дошкольнику в интеллектуальном развитии и откроют ему дверь в успешное будущее?
Публикация «„Мир головоломок“, Смарт-тренинг для дошкольников» размещена в разделах
Сегодня научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых укрепляют данный союз, а в семьях создают обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимого для формирования личности малыша.
Мы предлагаем вам познакомиться с увлекательным миром головоломок. Педагоги вместе с родителями, используя технологию смарт-тренинга, смогут организовать системные занятия, связанные с развитием интеллекта детей.
Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».
На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле она учит дошкольника анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.
Желаем представителям педагогического сообщества найти в игровом наборе «МИР ГОЛОВОЛОМОК» много интересных педагогических воплощений, а родителям - получить прекрасные моменты радости от совместного общения с детьми.
И ТАК, что же такое Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста?
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Не следует забывать и про ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Способы, которыми осуществляется мышление, называют способами умственных действий или операций логического мышления.
Развитие логического мышления ребенка представляет процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление, происходящее в деятельности.
С помощью методического пособия и набору игры МИР ГОЛОВОЛОМОК мы сможем организовать и провести смарт –трениг.
Давайте сначала определим, что же такое СМАТР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?
СЛОВО СМАРТ основное значение которого определяется как толковый, сообразительный, умный и находчивый. Расшифровка сейчас перед вами на экране.
Слово ТРЕНИНГ (в пер. с англ. обучать, воспитывать)
Под СМАРТ-ТРЕНИНГОМ мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
ТЕХНОЛОГИЯ СМАРТ-ТРЕНИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в методических рекомендациях будет представлена вам в следующем варианте. Вы видите её сейчас на экране. (Слайд)
Давайте попробуем сформулировать правила работы с методическими рекомендациями.
- Прежде всего нужно ознакомится с содержанием методического пособия.
- Выберите одно из направлений и руководствуйтесь следующими принципами (слайд)
• Чётко формулируйте цель
• Создайте мотивирующую среду
• Учитывайте уровень сложности
• Не бойтесь корректировать цель
• При оценке результата продумайте систему поощрения
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
ЗАДАЧИ:
• Познакомить детей с разными видами головоломок
• Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок
• Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм
• Создать условия для развития психических процессов
• Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость
ЦЕЛЬ:
• Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок
ПРИНЦИПЫ:
• Активной позиции ребенка (нужно научить ребенка решать проблемы самостоятельно)
• Системности и регулярности (головоломки нельзя применять от случая к случаю, должна быть определенная система, от простого к сложному)
• Индивидуального подхода к ребенку (подбор заданий учитывает индивидуальные особенности ребенка)
• Использования адекватных по возрасту форм работы (также задания подбираются по возрасту, в игровой форме)
• Наглядности (легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы задания)
• Интеграции (включать в образовательную среду)
• Успешности (первый опыт должен быть положительным)
• Вариативности, новизны (на базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий)
• Поддержки инициативы (не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения, избегать негативные оценки)
• Сотрудничество с семьёй (повышение активности родителей)
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
• Иметь личный интерес (взрослый)
• Подход к выбору головоломок (правильно подойти к выбору головоломки, первая должна быть самая простая)
• Количество игроков? (определиться сколько будет игрющих)
• Место размещение головоломок (в свободном доступе)
• Количество головоломок? (одна)
• Сменяемость (периодическую)
• Выбор первой головоломки (нужно показать пример решения)
• Желание ребенка
• Первое знакомство
• Что делать взрослому? (нельзя оставлять ребенка одного с головоломкой)
• Использование подсказки
• Избегать отрицательной оценки
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК
• Головоломки. С чего начать?
• Геометрические головоломки на плоскости
• Объёмные головоломки
• Головоломки-лабиринты
• Словесные головоломки
• Приложение
ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ :
• Геометрическим на плоскости и объёмным
• Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»
• Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»
• Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»
• Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки)
• Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»
Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.
Логическая головоломка Красноухова «Складушки»
Головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ НА ПЛОСКОСТИ. «СЛАГАЛИЦА»
Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов и коробочки.
Суть игры:
1. Составление жанровых картинок.
2. Составление фигур по заданным силуэтам.
3. Составление фигур с заданными свойствами.
ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ
Предлагаемые упражнения рекомендуются детям старшего дошкольного возраста в качестве предварительной работы перед использованием игр-головоломок с Пуговицами.
При выполнении игр-упражнений произойдет первичное знакомство с данным набором пуговиц, дети запомнят, чем они отличаются друг от друга (цветом, количеством дырочек, чем похожи (формой, размером, материалом). Выполняя упражнения, дошкольники приобретут опыт выполнения заданий в соответствии с инструкциями, карточками-схемами и карточками–инструкциями. Предлагаемые задания будут способствовать развитию зрительного внимания и восприятия, мыслительных операций, мыслительной деятельности, что очень важно и необходимо при решении головоломок. Выполнения игры-упражнения дети смогут приобрести уверенность в себе и в своих возможностях выполнять любые хитрые задания.
ОБЪЕМНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Головоломка «Осенний кубик»
Представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.
Суть игры – составление конструкций 2D и 3D моделирования.
Головоломка предполагает решение нескольких задач, для
выполнения которых нужно использовать все имеющиеся детали.
Головоломка «Гала-куб»
В состав головоломки "Гала-куб" входят:
деревянная коробочка и 8 рабочих элементов (это кубики и параллелепипеды). Перед вами две замысловатые задачи, которые нужно разгадать.
Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора.
Головоломка «Репка»
Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.
Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.
ГОЛОВОЛОМКИ-ЛАБИРИНТЫ
Методические рекомендации в работе с лабиринтами
Существует большое количество видов игр-головоломок, способствующих развитию детей. Одна из разновидностей таких игр – это игры-лабиринты.
Лабири нт (др. - греч.) – какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве, состоящая из запутанных путей к выходу.
Игры-лабиринты могут использоваться для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Такие игры просты в использовании. Их могут проводить как в образовательной деятельности в детском саду, так и в досуговых играх дома.
Их мы разделили на 2 уровня сложности, учитывая принцип «от простого к сложному» :
1 уровень
2 уровень (повышенной сложности).
Цель: развитие наглядно-схематического пространственного, логического мышления.
Задачи: 1. Развивать мышление и умение выбирать оптимальный вариант нескольких выходов из лабиринта.
2. Развивать произвольное внимание, целостное восприятие, память, ориентировку на листе бумаги и зрительно-моторную координацию.
3. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, находчивость и способность к преодолению проблемных ситуаций.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ
• ДА-НЕТКИ («Это число?»
Это число больше 10 (нет) Это число меньше 5 (нет) Это число больше 6 (да) Это меньше 9 (да) Какое число? Ответ:8)
• Шарады (Кошечкам очень ХОЛОДНО. Поменяем букву Х на Г, что получится? ГОЛОДНО)
• Загадки с подвохом (Курица снесла 5 яиц, а петух 2 яйца. Сколько всего стало яиц? (5 яиц)
В заключении своего доклада хочется процитировать Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок) :
«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!»
Благодарю за внимание!