Лариса Смагина
Межпредметные связи как эффективное средство математического развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми, тем более в рамках дополнительного образования. На сегодняшний день существует большое количество дополнительных образовательных программ. Дети, успешно овладевающие программным материалом основной образовательной программы нашего учреждения по математическому развитию, проявляют желание посещать дополнительные занятия. Увеличение нагрузки заставляет задуматься над тем, как поддерживать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всей дополнительной образовательной деятельности. В связи с этим, нами ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения, а также таких методических приемов, которые могли бы заинтересовать и активизировать дошкольников, стимулировали бы их к самостоятельному поиску знаний.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Всё это ориентировало нас на использование межпредметных связей в разработке конспектов образовательной деятельности по дополнительному математическому развитию. Межпредметные связи выступают в качестве необходимого условия эффективного развития детей. Объединение в одной образовательной деятельности знаний и умений из разных областей является реализацией на практике межпредметных связей.
В своей деятельности используем интеграцию двух и более образовательных областей:
- математика (Познавательное развитие) и музыка (Художественно – эстетическое). Это различные песни, отражающие содержание математических единиц, временных и пространственных отношений.
Темы образовательной деятельности: «Путешествие в страну Математики», «В гостях у мудрой совы», «Помоги цифрам» и другие.
- Математика (Познавательное развитие) и рисование (Художественно – эстетическое).
В основе лежит понимание детьми абстрактных математических понятий через конкретные образы искусства. У дошкольников тип мышления наглядно-образный, наглядно-действенный, т. е. они способны воспринимать те объекты и явления окружающей действительности, которые можно увидеть, потрогать и т. д. Абстрактные понятия такие, как количество, время и т. д. увидеть нельзя, в руки не возьмешь; их детям надо преподносить через конкретный образы изобразительного искусства – ознакомление с произведениями архитектуры, графики, занятия дизайном, знакомство с творчеством художников и др.
Темы образовательной деятельности: «Путешествие на машине времени», «Составляем карту следопытов», «Дизайнерская мастерская папы Карло» и другие.
- Математика (Познавательное развитие, развитие речи (Речевое развитие) и физкультура (Физическое развитие).
Изучая количественный счёт, мы читаем стихи, задаём вопросы математического характера по прочитанным ранее рассказам. Например, вопросы по рассказу В. Бианки «Первая охота» :
- Расскажи, кого первым (вторым, третьим и т. д.) увидел щенок?
Продолжаем учиться перестраиваться из одной колонны в две, группироваться по двое, трое, четверо, работать парами, тройками.
Темы образовательной деятельности: «Экскурсия в лес», «Путешествие по сказкам», «Поможем козлёнку сосчитать до 20»
Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Для интегрированной деятельности характерно развитие ассоциативных связей между понятиями. Так, постепенно дети начинают осознавать, что понятие «время» многогранное. Это и время года, и месяцы, и дни недели, и части суток, и понятие «часы».
Требования к структуре интегрированной образовательной деятельности:
• чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
• продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы;
• взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых образовательных областей на каждом этапе ОД;
• большая информативная емкость образовательного материала;
• систематичность и доступность изложения материала;
• необходимость соблюдения временных рамок
В процессе обучения на дополнительных интегрированных занятиях по математическому развитию используем различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие :
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;
- разнообразные творческие, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры.
Таким образом, интеграция, как педагогическая технология, носит межпредметный характер, определяется своей целостностью, выступает в дополнительном образовании по математическому развитию эффективным средством развития ребёнка.
Используемая литература:
1. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.
2. Каратаевой Н. А., Киселевой Т. М. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении : Метод, рек. для студ. ф-тов дошкольной и соц. педагогики и психологии / Под ред. Шадринск, 2002.
3. Лаптева В. А. Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников. Автореферат
дис. канд. пед. наук. М., 1999.
4. Павленко И. Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005 № 5.