Пальмова Вера
Межполушарное взаимодействие в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие в логопедии
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. В работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.
Публикация «Межполушарное взаимодействие в логопедии» размещена в разделах
Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сенситивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на две части: левую и правую.
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть когда мы действуем правой рукой - активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т. д. левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое - пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим - активно работает правое полушарие.
Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука - то еще и согласованность языка.
И поэтому, использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.
Результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком, выявила возможность и необходимость использования межполушарных досок при автоматизации заданного звука.
Задачи:
• Автоматизировать поставленный звук изолированно;
• Автоматизировать поставленный звук в слогах, обучать грамоте;
• Развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость, логическое и пространственное мышление;
• Развивать координацию речи с движением, чувства ритма, межполушарное взаимодействие.
Свою работу с межполушарными досками условно поделила на 3 уровня.
На 1 уровне ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой, затем по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие.
На 2 уровне включаю в работу задания на автоматизацию изолированных звуков и синхронизацию работы глаз и рук.
На 3 уровне провожу игры с применением букв, цифр, геометрических фигур. Начинаем знакомство с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей - правой или левой, затем наоборот. Начинать можно с внешнего края спирали, так и из центра. Далее ребенок водит двумя руками одновременно.
В результате использования межполушарных досок :
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Использование межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Таким образом, нейропсихологический подход в работе логопеда способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести свою работу.