Марина Николаева
Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате кото-рой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Поэтому при планировании творческих занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно – образовательную работу, проводимую по ознакомлению с ок-ружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, музыкальные занятия.
Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.
Публикация «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» размещена в разделах
К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к твор-честву, прежде всего относятся наглядные и словесные методы и их взаимо-связь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помо-гают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоцио-нально воспринимать художественные образы. С этой целью также использует-ся поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами пере-даны настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспо-зиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно – прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые бе-седы и итоговые выставки.
Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, на-пример, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красоч-ным, предмет хорошо виден). Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, под-мечая выразительность очертания.
Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в приро-ду, в музеи, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи. На творческих занятиях не-обходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.
Одним из методов являются творческие задания. Содержанием таких зада-ний могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предла-гается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, компо-зиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию но-визны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомо-му, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого ха-рактера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помога-ет создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом разви-вает у детей чувство цветовой гармонии. Необходимо спросить у детей какие цвета им больше нравятся.
Необходимым для развития творчества детей является их работа с разно-образными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д., знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисова-ния. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.
Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т. д.). создание какой – то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.