Папки-передвижки

Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Юдина Анастасия Владимировна
Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте выявляются отклонения в развитии, очень значительно. В связи с этим как никогда ранее возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей.

Публикация «Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует образовательной деятельности. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном подходе. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для осуществления квалифицированной коррекции я работаю по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования для детей с расстройством акустического спектра и детей с ЗПР.

Моя коррекционная работа представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основные направления используемые мной в работе

1. сенсорное и сенсомоторное развитие;

2. формирование пространственно-временных отношений;

3. развитие психических процессов;

4. формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

5. формирование умений и навыков, необходимых для усвоения материала.

Содержание моей работы соответствует следующим задачам коррекционного воздействия, направленным на развитие личности ребенка:

1. проведение диагностики детей с ОВЗ;

2. Составление индивидуального плана развития ребенка;

3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

4. Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Чтобы выполнить поставленные задачи, для меня самое важное – наладить, в первую очередь, контакт с ребёнком, увлечь за собой.

В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методики, позволяющие мне решать комплекс задач и проблем.

Традиционные методы какими я пользуюсь- это:

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных материалов).

3. Практические.

При использовании словесных методов в своей коррекционной работе я хорошо продумываю и четко формулирую вопросы для доступного восприятия детьми. Часто использую одноступенчатые инструкции. В большинстве случаев объяснение требует повтора.

Так как дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие в своей работе словесные методы сочетаю с наглядными и практическими.

Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому применяя его, я использую иллюстрационный материал который понятен детям, не имеет множества лишних деталей, соответствует изучаемой теме.

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе использую игру. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. С помощью игровых упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Исходя из опыта своей работы хочу сказать, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.

В дополнение к традиционным методам коррекционной работы, я активно использую нетрадиционные формы и методы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

1. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Использую музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями.

2. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, обладает успокаивающим воздействием.

4. Пескотерапия – игры с песком. Существует утверждение, что песок поглощает негативную энергию, стабилизирует его эмоциональное состояние ребенка.

5. Су-джок терапия – оказывает благоприятное влияние на весь организм, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым активизируя и развивая речь детей.

Особое место занимает консультативная и просветительская работа с родителями.

Из опыта работы, хочу сказать, что взаимодействие с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со мной, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.

Таким образом, в своей работе как учитель-дефектолог я активно включаюсь во все сферы образовательного процесса, так как компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере ребенка возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 13:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Юдина Анастасия Владимировна (УИ 1395885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД