Юдина Анастасия Владимировна
Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте выявляются отклонения в развитии, очень значительно. В связи с этим как никогда ранее возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей.
Публикация «Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует образовательной деятельности. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном подходе. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для осуществления квалифицированной коррекции я работаю по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования для детей с расстройством акустического спектра и детей с ЗПР.
Моя коррекционная работа представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
Основные направления используемые мной в работе
1. сенсорное и сенсомоторное развитие;
2. формирование пространственно-временных отношений;
3. развитие психических процессов;
4. формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
5. формирование умений и навыков, необходимых для усвоения материала.
Содержание моей работы соответствует следующим задачам коррекционного воздействия, направленным на развитие личности ребенка:
1. проведение диагностики детей с ОВЗ;
2. Составление индивидуального плана развития ребенка;
3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
4. Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Чтобы выполнить поставленные задачи, для меня самое важное – наладить, в первую очередь, контакт с ребёнком, увлечь за собой.
В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методики, позволяющие мне решать комплекс задач и проблем.
Традиционные методы какими я пользуюсь- это:
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных материалов).
3. Практические.
При использовании словесных методов в своей коррекционной работе я хорошо продумываю и четко формулирую вопросы для доступного восприятия детьми. Часто использую одноступенчатые инструкции. В большинстве случаев объяснение требует повтора.
Так как дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие в своей работе словесные методы сочетаю с наглядными и практическими.
Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому применяя его, я использую иллюстрационный материал который понятен детям, не имеет множества лишних деталей, соответствует изучаемой теме.
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе использую игру. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. С помощью игровых упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Исходя из опыта своей работы хочу сказать, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.
В дополнение к традиционным методам коррекционной работы, я активно использую нетрадиционные формы и методы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
1. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Использую музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями.
2. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, обладает успокаивающим воздействием.
4. Пескотерапия – игры с песком. Существует утверждение, что песок поглощает негативную энергию, стабилизирует его эмоциональное состояние ребенка.
5. Су-джок терапия – оказывает благоприятное влияние на весь организм, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым активизируя и развивая речь детей.
Особое место занимает консультативная и просветительская работа с родителями.
Из опыта работы, хочу сказать, что взаимодействие с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со мной, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.
Таким образом, в своей работе как учитель-дефектолог я активно включаюсь во все сферы образовательного процесса, так как компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере ребенка возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.