Наталья Ефремова
Опыт работы «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по формированию грамматически правильной речи детей мы ведем в двух направлениях :
• морфологическом – это освоение детьми согласования слов в роде, числе и падеже; способах словообразования существительных с суффиксами эмоциональной оценки и существительных, обозначающих детенышей животных;
• синтаксическом – необходимо помочь детям освоить слова, которые служат в предложении для обозначения различного рода обстоятельств, структуру простых и сложных предложений, предложений с однородными членами.
На четвертом году жизни ведется активный поиск ребенком правильной грамматической формы слова.
Публикация «Опыт работы „Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы“» размещена в разделах
Одним из основных средств формирования грамматически правильной речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Они не продолжительны по времени (от 3 до 5 минут). Работу над грамматическим строем речи начали со знакомства детей с именем существительным, подобрали упражнения с картинками. В упражнениях «Что у вас?», «Один и много» дети упражняются в употреблении существительных в единственном и множественном числе. Затем проводили упражнения на правильное употребление в речи существительных в косвенных падежах. Этому способствуют игровые ситуации, дидактические игры типа «Магазин». Воспитатель говорит, что он продавец, а дети – покупатели. Спрашивает у детей поочередно : «Что ты купишь?». Дети отвечают: «Я куплю куклу», - «Я куплю мяч» (употребление существительных в винительном падеже).
• «Закончи предложение» (с сюжетными картинками).
Папа читает (газету).
Катя ловит (бабочку).
• «Кто что делает?» (с сюжетными картинками).
Воспитатель задает детям вопросы по картинкам, требующие ответов с существительными в винительном падеже:
Что делает повар?
Повар варит суп. И т. д.
В дидактическом упражнении «Что с чем?» дети упражняются в правильном употреблении в речи существительных в творительном падеже (карточки с картинками – мешок с яблоками, ящик с грушами). Воспитатель задает вопрос: «Что с чем?», дети отвечают.
Работу над употреблением существительных единственного и множественного числа в родительном падеже начали после того, как дети усвоили согласование существительных в косвенных падежах. Например, игра «Чего не стало?» (с игрушками) : расставляются 3-4 игрушки, дети их рассматривают, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало куклы»…
Так, перечисляя исчезнувшие со стола игрушки (овощи, фрукты, ребенок называет: не стало яблок, слив, лошадок, матрешек и т. д. Обязательно надо следить, чтобы ребенок четко выговаривал окончание слова, по которому мы и судим о правильности той или иной грамматической формы.
• «Угадай дерево по листу» (карточки с листьями знакомых деревьев).
Воспитатель показывает карточки и спрашивает: «Какому дереву этот лист принадлежит?». Дает образец ответа:
Это лист липы.
Это лист рябины. И т. д.
Особое внимание уделяем работе над существительными, обозначающими:
1) детенышей животных : дидактическое упражнение «Теремок» (теремок, игрушки-зверята). Воспитатель спрашивает:
- Кого вы хотите видеть?
Дети отвечают:
- Я хочу видеть лисят, медвежат, зайчат.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
2) посуду (с суффиксами -ик, -иц) : чайник, молочник; сахарница, конфетница. Эти существительные дети легко осваивают с помощью таких упражнений : «Покажи и назови», «Кому что?».
Работу над правильным употреблением существительных в косвенных падежах с предлогами ведем в таких играх:
• «Что ты любишь?» (предлог с)
- Я люблю чай с лимоном, а вы?
• «Я начну, а ты закончи» (предлог у)
- Красивый бант (у кого) у Маши. И т. д.
• «На чем дети катаются?» (по картинкам дети составляют предложения с союзом на).
Детям младшего дошкольного возраста трудно дается согласование существительных среднего рода с другими частями речи. Для усвоения этой формы проводим такие упражнения с предметами и картинками, как «Что в ведерке?», «Что в коробке?». В упражнении «Чья вещь?» ребенок должен назвать личные местоимения и существительные: моя кукла, мой мяч, мое ведро и т. д. Большое внимание уделяем формированию ориентировки пространственных отношений, передаваемых предлогам. Проводим упражнения с опорой на наглядность и без нее: «Где игрушка?», «Где Петрушка?», «Прятки» и т. д., а также игры-инсценировки: «Где мишка искал свой мяч?», «Что изменилось?», «Зайцы в лесу». Во время инсценировок, демонстраций действий надо обязательно указывать на пространственное отношение предметов. Например: «Ставим кубик на кубик, сделали стенку. Возле стенки стоит стол, за столом сидят лисичка и зайчик. На столе стоят чашки и чайник».
Большинство ошибок в речи детей связано с употреблением формы повелительного наклонения глагола. Для закрепления в речи правильной формы глагола лежать (ляг) мы используем игру:
• «Мишка ляг». Медвежонок ложится на спину, бочок, живот. Его об этом надо только попросить. Дети просят мишку, употребляя глагол ляг.
Для закрепления в речи правильной формы глагола съезжать (съезжай) провели игру-инсценировку «Катя и медвежонок катаются с горки».
В упражнении «Кто как кричит?» дети образовывают глаголы от звукоподражательных слов (мяукают, хрюкают, чирикают и т. д.).
Также вели работу над синтаксической стороной речи : составляли простые предложения, предложения с однородными членами. В упражнении «Составь предложение» детям раздаем картинки, изображающие животных, птиц, овощи, фрукты. Сначала задаем вопрос: «Кто, что нарисовано на картинке?». Затем воспитатель говорит начало предложения «В лесу живут…», дети дополняют. В упражнении «Кто у кого?» дети упражняются в составлении сложносочиненных предложений с союзом а «У коровы теленок, а у козы козленок».
Кроме занятий с детьми, систематически ведем работу с родителями. Постоянно советуем им следить за своей речью и речью детей, используем приемы наглядной агитации.
Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей дает свои результаты. Дети стали говорить грамотнее, исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.