ирина чернышенко
Консультация «Методы и формы воспитания в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Методы воспитания проявляют своё содержание через:
-непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказы, угрозы,наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
Публикация «Консультация „Методы и формы воспитания в группе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
-создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
-общественное мнение референтной группы, например, коллектива, семьи.
-совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
-процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
Методы воспитания в отечественной науке объединяются в 4 группы и составляют такую систему:
а) методы формирования сознания : рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера
б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения : упражнение, приучение,поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций
в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование) ,тестирование, анализ результатов деятельности воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:
- индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
- групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте
- массовые - несколько классов, семей
В своё время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия :
- словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы
- практические - походы,экскурсии, спартакиады,олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа
- наглядные - музеи, выставки,витрины, стенды, стенные газеты