Вишневецкая Маргарита Ивановна
Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом зависит дальнейшее нравственное развития детей.
Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные эмоции, чувства, представление, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения человеку нашего общества.
Целесообразно организованная деятельность детей играет ведущую роль в их воспитании.
Публикация «Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников» размещена в разделах
Разработка эффективных научно-обоснованных методов нравственно-эмоционального воспитания, является делом очень трудным значительно более сложным, чем разработка методов обучения ребенка каким-либо занятиям и навыкам.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является основным методом нравственно-эмоционального воспитания.
Педагог, формируя нравственно-эмоциональный опыт детей стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках.
Очень важно вызвать в детях положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.
В средней группе воспитатель, опираясь на имеющиеся у детей опыт вместо прямых указаний, сначала обращает внимание детей на следующие, ситуации, в которых, надо проявить отзывчивость, заботливость. Например «Я вижу, что Виталик чем-то огорчён. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив в чём причина беспокойства мальчика, педагог привлекает детей к проявлению заботливого отношения к сверстнику.
Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как поступить, обращает внимание на характер реакции ребенка, одобряет поступки, в которых проявляется вежливость, скромность, тактичность, положительный эмоциональный настрой.
Используя оценку - как метод воспитания педагог учитывает возраст детей. Малышей он стремится чаще похвалить за послушание, исполнительность, доброе отношение к сверстнику. Это создает у них хорошее эмоциональное настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
По примеру взрослого, дети охотно включаются труд, проявляют волевые усилия. Положительное эмоциональное отношение педагога к процессу труда, так же влияет на детей, взрослый постоянно заражает детей своим оптимизмом, постоянной готовностью включаться в работу.
Используя пример как метод воспитания, педагог одновременно прибегает действия, их методам разъяснения, и к методам убеждения.
В старших группах детского сада убеждения и разъяснения нередко принимают форму беседы. Обычно такие беседы идут за чтением художественных произведений на этические темы.
Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Естественно загадать вопрос «А как играют?» Обсудить, как поступают дружные ребята?
В нравственно-эмоциональном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой и образной эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям в окружающей жизни.
Художественные образы, увлекательные сюжеты в которых проявляются достоинства и недостатки литературных героев, осуждаются, отрицательные поступки и явления – все это находит живой отклик у детей, способствует формированию нравственно - эмоциональных понятий и чувства, вызывая желание следовать хорошим примером, воздерживаться от отрицательных поступков.
Искусство художественной литературы воздействует на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Художественная литература должна чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра, справедливости. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни перестраивать его субъективный мир.
Рассказы М. Пришвина, В. Бианки Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, воспитывают любовь к ней.
В нравственно- эмоциональном воспитании действенным средством являются произведения живописи, скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки изображённые на картине или скульптуре воздействует на чувства и эмоции детей, помогают глубже понять нравственное содержание ситуации. Левитан «Золотая осень» Пластов «Первый снег» Шишкин «Утро в сосновом бору». Особой силой воздействия на эмоции обладают музыка.
Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей живой эмоциональный отклик.
Главная цель проведения музыкальных праздников: создание радостной эмоциональной обстановки, приобщение к праздничной культуре. При проведении сезонных праздников весна-осень детей приобщают, воспитывают любовь к родному краю, родной природе. Создается атмосфера радости веселья. Мамин праздник 8 Марта, праздник, посвящённый Дню матери, направлен на формирование любви к матери, бабушке, сестре, умение проявлять заботу и понимание. На этом празднике дети стараются выразить самые искренние эмоционально нравственные чувства. Особо хочется отметить праздник развлечения с присутствием родителей с последующим продолжением чаепития в группе, также групповые родительские собрания в непринужденной домашней обстановке с чаепитием в присутствии детей - такие мероприятия сближают, сплачивают дружный коллектив детей и родителей.
Музыка оказывает существенное влияние при проведении изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Так, например, слушая произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года: осень» дети старшего дошкольного возраста рисуют осенний пейзаж. Игровая театрализованная деятельность также способствует развитию у дошкольников нравственно-эмоциональной сферы. Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают при работе с детьми.
Воспитатель учитывает и сочетает различные методы и формы, считаясь при этом с особенностями возраста индивидуальными проявлениями, уровнем воспитанности каждого ребенка и всей группе в целом.
Одни и те же формы и методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования воспитание детей разного возраста.
В младшей группе воспитатель указывает, как надо поступить в той или иной ситуации. Этому способствуют беседы о реальных случаях из жизни группы, чтение художественных произведений. Обыгрывание различных ситуаций: например «кукла Настя плачет. Что ты сделаешь?» Ребенок пытается утешить куклу, воспитатель помогает.
В средней группе педагог напоминает, предлагает подумать, как надо поступить «Как утешить плачущего товарища?»
В старших группах значительно шире используется метод контроля объективной оценки, к которой привлекается детский коллектив: «Что случилось с Мишей? Почему он плачет? Как ему помочь?»
Важным этапом формирования образа правильного поведения, является оценка нравственно – эмоционального состояния другого человека, развития способности сопереживать, сочувствовать взрослому или сверстнику. Без умения сопереживать невозможно нормальное нравственно – эмоциональное развитие личности. Душевная чуткость или черствость не передается по наследству, они формируются в семье, зарождаются в раннем детстве, большинство дошкольников способны к сопереживанию на нравственно-эмоциональном уровне.
Правда, они сочувствуют не тому человеку, к которому привязаны. Эмоциональный отклик на чужие радости и горести формируется позже.
Одним из важных условий успешного развития нравственно эмоционального воспитания является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.
Таким образом, оценка поведения детей становится требовательной, учитывается накопленный опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.