Ольга Глушичкина
Консультация для педагогов на тему «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это демонстрация иллюстративного материала: фотографии, открытки; наблюдения, прогулки, экскурсии; широкое использование художественных произведений; беседы во время прогулок; рассказы об истории города и его людях и др.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с родным краем.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Занятия по ознакомлению детей с родным краем проводятся во всех группах детского сада. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами : наглядными, словесными и практическими. Большое значение в ознакомлении детей с родным краем, природой имеют наблюдения разного вида. Для закрепления знаний используются труд и игра. Воспитательно-образовательное влияние занятий на детей зависит от того, как педагог подготовится к их проведению. Определив тему занятия, следует отметить программные задачи. В определения содержания программного материала педагог исходит из требований программы и уровня усвоения знаний, умений и навыков детьми своей группы.
В содержание образовательных задач включается информирование познавательного интереса детей к природе, родному краю.
Вместе с образовательными задачами на занятии отмечаются и воспитательные задачи. Эти задачи направлены на формирование бережного отношения к природе родного края.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и вместе с тем с условиями их обитания. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края. Подготовка педагога заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Педагог намечает экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает лучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от определенной цели. Для того чтобы экскурсия была интересной, педагог должен подготовить стихи, загадки, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты в соответствии с погодой.
Природоведческая экскурсия включает в себя беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Приведя детей к месту экскурсии, обязательно следует в беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Важное место занимает на экскурсии вопросы-задания, которые заставляют детей рассмотреть предмет, сравнить его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При выполнении детьми самостоятельной работы педагог не должен оставаться наблюдателем. Надо показать ребятам, как пользоваться, например, лопаткой, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей. Во время отдыха детей проводятся игры. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке. Через 2-3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.
Обобщающая беседа имеет немалое значение. Она используется для формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии.
Прогулки используются для ознакомления детей с природой. Педагог знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа, подгруппа, индивидуально). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются вопросы, загадки, сравнения, художественное слово. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Широко используются игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д., игры с игрушками.
Наблюдение. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдения является источником знаний, с другой – оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.
Игра считается одним из эффектных методов в экологическом воспитании дошкольников. Исследования психологов В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. С. Мухиной доказали возможность формирования в период детства более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. В целом можно сказать о том, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств и действий.
Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развивается сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых.
Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации программы по экологическому воспитанию дошкольников. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игры имеют немалое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают зрительную память, слух, обоняние, внимание, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Детское экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые, три года – практически единственным способом познания окружающего мира. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Поэтому, очень важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изучить родной край.